Препятствия и перспективы работы за рубежом
Эксперты подчеркивают, что в республике прослеживается тенденция, при которой иностранные специалисты возглавляют должности топ-менеджеров, а ценные казахстанские кадры уезжают за рубеж, согласившись с заманчивым предложением. «Достаточно часто наши специалисты выбирают иностранного работодателя и, соответственно, страну проживания по причине увеличения дохода и карьерных перспектив. С учетом возникновения Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью, мы предполагаем, что миграция кадров внутри стран будет сохраняться», – комментирует «Капитал.kz» Виталий Терентьев, генеральный директор информационного Job-портала HeadHunter.COM.KZ.
По данным специалистов Международной ассоциации консультантов по подбору руководителей высшего звена (AESC) и международного кадрового портала BlueSteps.com, три четверти (74%) менеджеров высшего звена во всем мире готовы принять предложение о работе в ином городе в своей стране, а 70% – в иных странах. Салтанат Абильтаева, генеральный директор агентства Optimum Consulting Services, считает, что на казахстанских просторах иностранцы работают в немалом количестве. Это преимущественно компании, дислоцирующиеся в западном регионе Казахстана, и компании, располагающиеся в двух главных городах республики – Астане и Алматы. «Если говорить об Алматы, то это, как правило, главы открывающихся представительств, узкие специалисты – инженеры, проджект-менеджеры», – отмечает она. Также прослеживается тенденция привлечения российских специалистов, например, когда розничные сети приглашают на работу представителя российского дискаунтера. Г-жа Абильтаева подчеркивает, что «налицо постепенное замещение иностранных менеджеров национальными кадрами». «Релокация наших специалистов – это скорее тенденция докризисного периода, когда менеджер перемещался внутри компании в другие регионы, – отметила она. – Или когда казахстанский бизнес продолжал свое развитие в другой стране – в строительно-девелоперском секторе, в банковском».
Виталий Терентьев отмечает, что приток экспатов в нашу страну становится радикально меньше. «Это обосновано снижением потребности в инновационных технологиях, вносимых со стороны, в связи с приостановлением ряда наукоемких проектов по причине недостатка финансирования», – пояснил он.
По мнению экспертов, соискатели готовы согласиться на перспективные условия, которые способны обеспечить им не только надежное будущее, но и реализовать их потенциал. Выходя из кризисного положения, перед многими специалистами открываются возможности личностного и профессионального роста, в том числе за рубежом. Как считают эксперты Job-портала HeadHunter.COM.KZ, кризис не является прямым стимулятором для казахстанских топ-менеджеров по смене страны расположения компании. «Во главу угла всегда ставились предложенные условия от будущего работодателя: уровень дохода, значимые проекты, перспектива дальнейшего карьерного роста. Это желание предельно понятно и осознанно для каждого, вне зависимости от занимаемой позиции. В случае если приглашающая сторона готова сделать предложение, от которого невозможно отказаться, то никакой кризис не способен поставить финальную точку. Только волевое решение кандидата», – поясняет Виталий Терентьев.
В кризис многие сотрудники, в том числе и относящиеся к топ-менеджменту, предпочитали пересидеть дома, потому как «штормило» во всем мире, отмечает г-жа Абильтаева. «Мне думается, что наоборот сейчас, на выходе из кризиса, будут появляться перспективы и предложения для наших топ-менеджеров», – говорит она.
Существуют определенные причины, препятствующие принятию предложений из других городов и стран. Помимо заманчивых карьерных перспектив и денежных компенсаций, экспатов ожидает множество страхов, которые будут сопровождать кандидата, готовящегося не только к смене работы, но и к смене места жительства, окружения и привычной обстановки. Для соискателя, как и для компании, это всегда риск и психологическая нагрузка, поскольку человеку приходится привыкать не только к новому месту работы и коллективу, но и в целом к новому месту нахождения. Также необходимо решить бытовые задачи, которые нужно заранее предусмотреть. Они касаются обустройства семьи (жилье, школа для детей, работа для супруга или супруги), медицинского обслуживания, общения, интересов. Именно поэтому международные компании оказывают значительную поддержку своим сотрудникам при переезде.
«И даже при таких условиях международные переводы (assignments) зачастую бывают неудачными (от 25 до 50% в зависимости от страны и предварительной подготовки менеджера). Это ведет к потере денег и времени компанией и к неудаче в международной карьере самого менеджера. Если цель – выстроить бизнес, карьеру и чему-то научиться, то бытовые неурядицы отнюдь не помогут ее достижению. Постоянного стресса и так хватает, когда начинаешь работать в новой среде», – поясняет г-н Терентьев. В связи с этим можно дать совет относительно «новой» работы: если вы все-таки решились принять предложение с такой особенностью, как релокация, то о своем переезде в другую страну нужно позаботиться заранее, не в спешке, не в последнюю неделю перед отлетом, когда существует еще «мильон терзаний», связанных с работой.
Салтанат Абильтаева отмечает, что казахстанцы, рассматривая предложение о работе за пределами страны, подходят с особой тщательностью ко всем вопросам. «В качестве ремарки могу рассказать, что один наш кандидат – финансовый менеджер – настаивала на том, чтобы мы нашли в Грузии казахскую школу для ее ребенка. Но действительно надо сказать, что взвешивается все – срок работы, условия релокации. Ожидания по заработной плате также вырастают как минимум на 20-30% . Причем мотивируется такое повышение как компенсация за переезд. Но это касается обычно переезда в страны ближнего зарубежья. Если же говорить о релокации в дальнее зарубежье, то, во-первых, таких перемещений ничтожно мало, во-вторых, обговариваются индивидуальные условия перемещения», – говорит она.
В целом, по мнению рекрутинговых агентств, в страны Европы преимущественно переезжают работать сотрудники национальных компаний. Что касается стандартного набора стран для всех остальных отраслей трудового сектора, то он состоит из России, Украины, Грузии, Кыргызстана, Монголии.