Корпоративные блоги топ-менеджеров пока не стали трендом в Казахстане
Блоги, в частности корпоративные блоги первых руководителей компаний, на Западе уже сейчас рассматривают не просто как новую форму подачи информации, но и как расширение каналов связи с целевой аудиторией. Это по-своему новый этап развития общественной жизни. Ярким примером тому служит недавняя история Джонатана Шварца, теперь уже бывшего исполнительного директора компании Sun Microsystems. Необычность ситуации в том, что г-н Шварц достаточно нетрадиционно объявил о своем уходе из компании, разместив об этом запись в микроблогерском сервисе Twitter. Он попрощался лаконично и креативно – в стиле японских хокку.
«Финансовый кризис
Многие клиенты ушли
Больше не CEO…».
Бывший CEO вел корпоративный блог, считая его более эффективным и объективным способом подачи информации «из первых рук», в обход журналистов, порой «неверно трактующих» информацию. Вести свой блог на сайте Sun он начал в 2004 году, еще не будучи исполнительным директором. Мир узнавал о важных событиях в жизни компании не через пиар-службу, а из его дневника. Как пишет пресса, порой инсайд был настолько серьезным, что акции Sun начинали скакать, так что Шварцу было рекомендовано быть чуть осторожнее.
«Для того чтобы раскрывать свою отчетность, нам приходится пользоваться такими анахронизмами, как конференц-связь, или рассылать пресс-релизы, чтобы потом Wall Street Journal смог донести эти новости до мира. Я могу поспорить, что ни один из данных каналов донесения информации не сравнится с охватом, который есть у этого блога или корпоративного сайта Sun. У наших блогов нет подписки, они даже не требуют регистрации и доступны одновременно людям по всему миру. Главное, чтобы было подключение к интернету», – написал в своем блоге в октябре 2006 года Джонатан Шварц.
Возвращаясь к нашим реалиям, вспоминаются, к сожалению, не примеры «работающих», созданных с интересом корпоративных блогов, писать в которые интересно, прежде всего, самому блогеру, а созданные в дежурном порядке и заполняемые помощниками по пресс-релизам «отписки».
По мнению Александра Ляхова, исполнительного директора ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана», блоги у руководителей наших компаний, конечно, есть, но они им навязаны сверху, и за редким исключением столь же бедны, как и блоги чиновников. Хотя, отмечает г-н Ляхов, есть и приятные исключения. К примеру, блог председателя правления АО «Казахтелеком» Аскара Жумагалиева.
В своем приветственном обращении г-н Жумагалиев, выражает надежду, что «этот новый интерактивный ресурс позволит всем желающим ознакомиться с информацией о ходе развития телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг в Казахстане». И не лукавит – на самом деле из сообщений его блога пользователи могут узнать о новых услугах компании, к примеру, о такой, как iD Net.
Как отмечают независимые пиарщики, по-хорошему подкупают и вызывают добрые эмоции посты о том, что и «первый руководитель крупной компании – обычный человек». В блоге Аскара Жумагалиева есть такая «теплая» запись: «Я тоже, как и Вы, человек. И тоже хочу отдыхать от работы и проводить больше времени с семьей и близкими. Поэтому я ухожу в трудовой отпуск. Так сложилось, что для нашей компании лето, а особенно июль месяц – это возможность взять паузу и набраться сил для дальнейшей работы».
В свое время «Капитал.kz» поинтересовался отношением к корпоративным блогам как явлению у харизматичного и «продвинутого» председателя Нацбанка РК Григория Марченко. «У меня блога нет, и заводить его пока не планирую, по многим причинам. Во-первых, не нужно подменять понятия: блог из места живого общения не должен превратиться в сухую, официальную переписку по почте. Я, как чиновник, провожу прием по личным вопросам, много предложений приходит ко мне по электронной почте – это тоже своего рода интерактив. Блог официального лица не может работать в режиме «блиц» – это не чат. На многие вопросы руководитель не в состоянии ответить сразу, поэтому перенаправляет их в профильное подразделение, а это занимает время. Во-вторых, встает вопрос: что такое интернет-сообщество?» (см. «Капитал.kz» от 4 июня 2009 года).
К сожалению, видимо, нескоро блог как форма общения с целевой аудиторией станет трендом в Казахстане. Такой точки зрения придерживается и Александр Ляхов. «Зная наш менталитет и наших руководителей, не думаю, что эта тенденция распространится у нас скоро», – полагает г-н Ляхов.
Более оптимистичен в своих оценках Александр Вареницын, исполнительный секретарь Объединенного индустриального комитета. По его мнению, первые шаги многие уже сделали, открыв свои странички в социальных сетях. Блоги, скорее всего, уже тоже есть, но пока они у нас еще не очень популярны.