Автомобильный рынок и единый таможенный тариф
Одной из самых обсуждаемых тем с момента введения единого таможенного тарифа стала тема перспектив развития автомобильного рынка. Как отмечают эксперты, пока ощутимых изменений в данном сегменте не наблюдается. При этом, по сообщению информагентств, недавно министр финансов РК Болат Жамишев заявил, что ставки Единого таможенного тарифа являются запретительными для ввоза старых автомобилей.
По мнению Евгении Беспаловой, координатора по связям с общественностью компании Nissan, в работе официальных дилеров и дистрибьюторов не наблюдается снижения продаж в сравнении с периодом до введения новых таможенных правил. «Но пока большинство игроков официального рынка новых авто продают автомобили, ввезенные в РК до Нового года, и мы еще увидим изменения структуры поставок и ценовой политики в ближайшее время», – считает Евгения Беспалова.
С ней соглашается и президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев. Он также считает, что судить о результатах новой тарифной политики по итогам одного месяца некорректно. «Не только потому, что это ничтожно короткий срок, но и потому, что сейчас участники рынка лишь начинают погружаться в новые условия, ведут переговоры с существующими и предполагаемыми поставщиками», – пояснил г-н Мандиев. По мнению руководства АО «Азия Авто», участники рынка сегодня наблюдают за поведением покупателя и остерегаются принимать скоропалительные решения, что является одной из причин сокращения объемов поставок не только подержанных автомобилей. Другой причиной сокращения экспорта эксперт называет дефицит оборотных средств и у официальных дилеров, и у «серых» импортеров – чтобы вести закупки, нужны заемные средства, а объемы кредитования падают. К третьей причине снижения импорта автомобильного «секонд-хэнда» Ержан Мандиев относит непосредственно ставки единого таможенного тарифа.
В свою очередь Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, предлагает обратиться к «первоисточнику» – таможенному тарифу Российской Федерации, который унаследовал единый тариф Таможенного союза. Как поясняет Олег Алферов, согласно российской концепции, это защитная пошлина, которая призвана выполнять три основные функции. Первая: ограничить доступ морально и физически устаревших автомобилей. Вторая: стимулировать приток инвестиций и технологическое обновление российского автопрома. И третья: снизить импортозависимость автомобильного рынка. «По прошествии 7 лет можно констатировать эффективность введенного таможенно-тарифного режима в достижении названных целей. Число соглашений между российским правительством и зарубежными автоконцернами приближается к 30, на дорогах – свежие автомобили практически всех ведущих мировых марок, объем бюджетных поступлений вырос», – указывает он. Причем, по мнению главы Qncepto, не только за счет налогов, взимаемых с новых автопроизводств, но и за счет увеличения объемов импорта в стоимостном выражении, когда доля импорта сократилась, но сумма таможенных сборов значительно возросла. Как считает г-н Алферов, это произошло отчасти в силу повышения ставок, но во многом потому, что новый таможенный тариф исключил возможность занижения декларируемой стоимости при таможенной очистке. «Как известно, в Казахстане эта уловка получила повсеместное применение. А с учетом того, что автомобили у нас достигали 15% от объемов всего товарного импорта, вы можете себе представить потери республиканского бюджета», – пояснил руководитель Qncepto.
Что касается цен на новые автомобили, г-жа Беспалова отметила, что стоит ожидать их роста. При этом Ержан Мандиев подчеркивает, что цены на абсолютное большинство моделей были существенно снижены еще в декабре, и «с тех пор они не менялись». По мнению главы АО «Азия Авто», доступность автокредитования более важный вопрос, нежели стоимость самого автомобиля.
«Если в Европе, США и даже России государство финансирует программы кредитования, субсидирует процентные ставки по займам, то у нас этот, по существу социальный вопрос остался за скобками антикризисной программы», – подчеркнул г-н Мандиев. Однако директор консалтинговой компании Qncepto главным эффектом от введения тарифа видит именно выгоду для конечного потребителя, в связи с тем, что цены на новые иномарки заметно упали с появлением совместных автосборочных производств внутри страны. «По той простой причине, что себестоимость иномарок местной сборки не содержит «драконовских» налогов, действующих в Европе, и уровень оплаты отечественного персонала гораздо скромнее, – поясняет эксперт. – В результате импортеры новых автомобилей также были вынуждены сократить отпускные цены, урезав норму собственной прибыли. Достаточно вспомнить, что при трехкратной разнице в размере пошлин в Казахстане и России до 2010 года цены на двух рынках практически не отличались. Вот где скрыт резерв повышения доступности новых автомобилей для казахстанского покупателя!».
Судить об изменении стоимости на рынке подержанных машин эксперты не берутся, так как официальной статистики в данной области не ведется. При этом г-н Алферов отмечает, что значительных статистических колебаний в цене подержанных автомобилей нет. «Именно статистических, а не личных впечатлений от посещения автобарахолок», – уточнил он. По его мнению, основная доля участников неорганизованной торговли занимает выжидательную позицию. В том числе и в силу ограниченных возможностей прогнозирования рыночной ситуации. «К сожалению, большинство из них имеют очень туманное представление даже о ставках нового тарифа. И спешат передать свои сомнительные знания покупателям. Во многом это издержки низкой информационной активности комитета таможенного контроля и Мининдустрии», – указывает руководитель консалтинговой компании Qncepto.
В целом же, президент АО «Азия Авто» считает, что в 2010 году будет запущен процесс, который на большинстве развивающихся рынков прошел еще в 70-90-х годах прошлого века. «Я говорю об обновлении автомобильного парка и смещении потребительских предпочтений в сторону новых, экологичных, компактных автомобилей. Как известно, до сих пор около половины всех продаж на отечественном рынке составляли внедорожники. В ближайшие годы потребители станут бережливее и оценят преимущества автомобилей малого класса», – утверждает г-н Мандиев. В результате за счет увеличения доли доступных в цене новых автомобилей средняя стоимость таких автомобилей, реализуемых в Казахстане, сократится. Это произойдет, по его мнению, еще и потому, что наибольшую популярность приобретут авто, выпускаемые на территории Таможенного союза, цены которых ниже аналогов, ввозимых из дальнего зарубежья. «Еще одна примета времени – более активные продажи под заказ. Этот способ для казахстанцев не нов, а в условиях минимизации складских запасов дилеров он снова приобретет широкое распространение», – полагает Ержан Мандиев.