Необходим поиск альтернативных источников пополнения
Функционирование Таможенного союза (ТС) окажет влияние на национальный бюджет Республики Казахстан в 70 млрд. тенге. Такое мнение высказала Гульжана Карагусова, председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету, на «правительственном часе» в минувший понедельник. В связи с этим необходим поиск альтернативных источников пополнения бюджета из других резервов. «Возможно, Минфину необходимо будет пересмотреть существующее налоговое и таможенное администрирование», – заметила она. По ее словам, таможенные пошлины «образуют солидную долю в бюджете Казахстана», и сокращение доходной части бюджета недопустимо. Опрошенные «Капитал.kz» эксперты считают, что альтернативными источниками пополнения бюджета могут быть как сокращение государственных расходов, так и повышение экспортных пошлин на нефть.
В частности, экономист Бейсенбек Зиябеков поясняет, что Национальный банк получает огромную прибыль от размещения золотовалютных резервов. Но комиссионные, которые получает Нацбанк при перегоне средств из одного банка в другой, вне зоны рассмотрения. Как заметил г-н Зиябеков, российское правительство перечисляет в национальный бюджет прибыль из Центрального банка РФ, и было бы неплохо и «нам рассмотреть такой вариант пополнения государственного бюджета».
В свою очередь, экономист Канат Берентаев предлагает в качестве альтернативного источника поступлений в государственный бюджет использовать повышенные экспортные пошлины на нефть. По его словам, экспортные пошлины на нефть в Казахстане существенно ниже, чем в России. И если они увеличатся хотя бы на $20, то Казахстан может дополнительно получить $1 млрд. или порядка 150 млрд. тенге. «Это в 2 с лишним раза перекроет сокращение бюджетных поступлений от отмены внутренних пошлин на сумму 70 млрд. тенге», – сказал г-н Берентаев.
Казахстан поставляет свою нефть через оффшорные компании по ценам ниже мировых. По мнению экономиста, от этой практики нужно будет отказаться. «Кроме того, правительство должно все-таки разъяснить механизм распределения общих таможенных пошлин между союзными странами, не только в общем, но и детально, по основным товарам, составляющим казахстанский экспорт», – считает эксперт.
Вторым альтернативным источником бюджетных поступлений, по мнению г-на Берентаева, нужно рассматривать сокращение бюджетных нарушений, нецелевого использования бюджетных средств. «По данным Счетного комитета, наведение порядка в бюджетной сфере может привести к его наполнению на более значительную сумму», – подчеркнул он. В то же время изменение критериев оценки деятельности институтов развития, наведение порядка в ценообразовании на стратегические товары и услуги, с точки зрения эксперта, могут стать реальной подпоркой для оживления экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а это существенно расширит налогооблагаемую базу. В этой связи «последние выступления по нагнетанию обстановки вокруг ТС являются лоббированием интересов определенных кругов, которые маскируются под интересы казахстанского народа», – подчеркнул Канат Берентаев.
Между тем, Жанар Айтжанова, вице-министр индустрии и торговли, выразила надежду, что уровень импортных таможенных пошлин в общих доходах республиканского бюджета возрастет с введением единого таможенного тарифа (ЕТТ).
«Импортные пошлины в Казахстане до 1 января 2010 года были очень низкими, всего 8% от поступлений в республиканский бюджет, это порядка $800 млн. Данный показатель в Российской Федерации был 6,8%, что примерно равно $20 млрд., поэтому изменения импортных таможенных пошлин для РФ – это вопрос не только защиты отечественных товаропроизводителей, но он также носит еще и фискальную роль», – подчеркнула г-жа Айтжанова.
С этим мнением соглашается и Канат Берентаев, отмечая, что именно унификация таможенных пошлин и тарифов может существенно пополнить бюджет страны.
Тем не менее, экономисты полагают, что насчет выгод надо было думать раньше – до момента вступления в союз. «Такое впечатление, что начало функционирования Таможенного союза застало врасплох всех, включая правительство и парламент страны, – поясняет г-н Берентаев. – Осенью 2009-го был принят бюджет страны на 2010 год, причем в сжатые сроки. Было ясно, что все подготовительные работы по созданию ТС ведутся достаточно интенсивно, и принятое политическое решение о начале его функционирования будет своевременно реализовано». «Поэтому было бы естественным, если бы мажилисмен г-жа Карагусова свои опасения высказала еще на стадии обсуждения проекта бюджета-2009, – подчеркивает Канат Берентаев, – тогда, можно было бы либо отсрочить начало функционирования ТС, либо заблаговременно заняться поиском дополнительных источников пополнения доходной части бюджета». «Тем более что в парламенте находились поправки и к Бюджетному, и к Налоговому кодексам», – заметил он.
По мнению г-на Берентаева, в настоящее время проводится целенаправленная компания по дискредитации всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве. «Переговорный процесс по созданию ТС был достаточно непрозрачным, сообщения правительства касались, в основном, технических аспектов проблемы. Многие промашки в части регулирования цен на стратегические товары и услуги уже заранее рассматривались как негативные последствия действия ТС», – перечислил экономист. Например, рост цен на топливо, электроэнергию, товары повседневного спроса, не говоря об автомобилях.
«При этом никто не отмечает, какие плюсы Казахстан получит за счет действия ТС, исключая общие фразы о расширении рынка сбыта», – заключил эксперт.
Напомним, что Таможенный союз между Россией, Беларусью и Казахстаном был создан 1января 2010 года. В целом создание Таможенного союза для экономик трех стран – выгодное решение, и оно будет способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром будет значительно увеличен в ближайшие годы.