Поездка в Израиль случилась внезапно. В середине сентября, когда лето уже окончательно простилось с нами, а душа отчаянно требовала еще отдыха и тепла, позвонила приятельница: «Ты должна поехать с нами на Мертвое море, не хватает человека для групповой визы, ну и (как в библии – «каждой твари должно быть по паре») для парного расселения в отеле». Долго уговаривать меня не пришлось – это был последний чартер в сезоне.
Оформление визы, покупка билетов и все остальные формальности заняли ровно неделю. С чемоданами еще проще – кроме купальника и халата, нужно всего пару цивильных нарядов для экскурсии и завтраков-ужинов в ресторане.
Как и большинству людей, мне казалось, что я знаю об Израиле почти все. Редкая новостная программа обойдет стороной этот богатый на события уголок планеты. Потом поняла, что «все» в данном случае равнозначно «ничего». Избитые стереотипы, штампы. Война, конфликт, арабы, евреи. Иудеи, христиане, мусульмане. Иерусалим, Голанские высоты, Палестина… Еще знала, что для евреев это Земля Обетованная, страна эмигрантов, вернувшихся на Родину.
Порывшись в интернете, расширила свой кругозор: площадь государства 26,9 тыс. квадратных километров, максимальная длина – 470 км, максимальная ширина – 135 км. Можно за день проехать по стране вдоль и поперек. В Израиле живет около 7,5 млн. человек. Живут они долго, лет до 80 в среднем, и, наверное, несмотря на постоянные конфликты и войны, живут счастливо. У них очень много детей, средний возраст жителя Израиля – 29 лет. В Израиле практически нет преступности. Если ты случайно забыл на пляже вещи, вернувшись, обнаружишь их на том же месте (может быть, это связано с постоянной угрозой терроризма и брать чужие вещи просто небезопасно?).
Климат в Израиле – субтропический средиземноморский, с жарким летом и дождливой зимой, в некоторых районах даже выпадает снег. В этой небольшой по площади стране есть и горы, и равнины, и пустыни, и прибрежные оазисы. Израиль омывается двумя морями – Красным и Средиземным, ну а самое знаменитое там – Мертвое море, которое и не море вовсе, а озеро.
Через 6 часов полета мы приземлились в аэропорту Бен-Гурион. Это главный аэропорт Израиля, он расположен в 14 км от Тель-Авива, возле шоссе № 1 Тель-Авив –Иерусалим. Аэропорт был построен еще в 1939 году британскими властями. С тех пор он много раз реконструировался, расширялся и переименовывался. Сейчас это огромный комплекс из нескольких терминалов, пассажиры внутри передвигаются по бегущим дорожкам, так как расстояния нешуточные. Нынешнее название он получил в 1973 году в честь одного из создателей и первого премьер-министра государства Израиль Давида Бен-Гуриона. Аэропорт им. Бен-Гуриона признан самым безопасным аэропортом в мире, с точки зрения защиты от терроризма. Но, прилетев в Израиль, мы не заметили никакой особой бдительности со стороны пограничников, они были в меру внимательны, но не дотошны. Нас пропустили, и мы с любопытством вышли в обволакивающую жару сентябрьского Телль-Авива.
Никто не спешил нас встречать. Позже мы поняли, что это такая местная особенность, – все будет сделано, но зачем торопиться?
От Тель-Авива до Мертвого моря около 80 км. Дорога очень живописна, горный серпантин. Мы увидели море с высоты птичьего полета целиком. Зрелище завораживающее. Бирюзовая вода в мелкой части превращается с глубиной в фиолетовую и даже асфальтовую – в самых глубоких местах. Все это великолепие обрамлено белой полосой берега, так как он покрыт слоем соли, сверкающей на солнце.
Мертвое море расположено на глубине 417 м ниже уровня океана, длина его 45 км, максимальная ширина – 15, глубина до 350 м. Оно состоит из большего, северного, бассейна и меньшего, южного, почти пересохшего. На берегах южной части расположились фабрики, которые добывают морскую соль и лечебную грязь и перерабатывают в сырье для косметической промышленности, из которого потом производят известную на весь мир косметику Мертвого моря.
Мертвое море – самый соленый в мире бассейн, здесь концентрация солей достигает 340 г/литр. Этим и обусловлен известный лечебный эффект воды Мертвого моря. Благодаря многочисленным минералам, содержащимся в воде, целебным парам брома в воздухе и кислороду, необыкновенной грязи на дне моря и горячим серным источникам Мертвое море превратилось в уникальный и невероятно популярный в мире оздоровительный курорт.
Нас привезли в отель Le Meridien, один из самых больших и комфортабельных на побережье Мертвого моря, но, с моей точки зрения, на заявленные пять звезд он не тянул. Отель расположен в центре оазиса Эйн-Бокек, через дорогу от моря. Огромный красивый холл, но девушки на ресепшн не слишком расторопны. Номера роскошные, большие комнаты – спальня и гостиная, огромный балкон с видом на море, но все какое-то потертое, изношенное. Да и уборка – не всегда по графику. Мой вам совет, отправляясь в Израиль, бронируйте только 5 звезд – это тот скромный уровень удобств, который позволит вам отдохнуть, а не мучиться в ожидании конца поездки.
Отельный городок Эйн-Бокек расположен на юго-западном берегу. Пройти его из конца в конец можно за час. Весь курорт состоит из пары десятков отелей 3-5*, нескольких клиник, магазинов, маленького торгового центра, немногочисленных кафе и пары ресторанчиков. Атмосфера здесь специфическая: тишина, спокойствие и, на первый взгляд, скука. Но люди едут в Эйн-Бокек именно за этим: отдохнуть от суеты и пройти курс лечения. Вот почему никаких дискотек и шумных променадов в городке нет.
На следующее утро мы начали погружаться в эту сонную атмосферу. И, нужно отметить, нам это очень быстро понравилось. Время остановилось, и в этом была особая прелесть. Утро начиналось с похода на море – на 15-20 минут погружение в крепкий теплый соляной раствор. При этом нужно быть очень осторожным – в Мертвом море не поплаваешь, можно только лежать или сидеть в воде, любые движения, перевороты не должны смещать центр тяжести. Если окажешься в воде с головой, велик шанс погибнуть и превратиться, как жена библейского Лота, в соляной столб. Не дай бог, вода попадет в глаза, или на теле есть какая-то царапина! После соляной ванны – душ на берегу, кофе около бассейна, завтрак. Все это неспешно, потому что торопиться особо некуда, и расписание изо дня в день одно и то же.
Так и проходили день за днем, пока не наступил вечер пятницы. Сонное царство взорвалось криками детей, шумом большой толпы молодежи, а старички и старушки, с которыми мы мило беседовали, принимая ванны в предыдущие дни, куда-то исчезли. Кстати, эти старички и старушки в своем большинстве выходцы из СССР, очень любят вспоминать свою жизнь за «железным занавесом» (наверное, потому что тогда они были молоды).
Разительная перемена в контингенте объяснялась просто. В Израиле очень развита забота о стариках и детях. С понедельника по пятницу во всех отелях, расположенных в курортной зоне, отдыхают пенсионеры (отдых и лечение им оплачивает государство), а с вечера пятницы, когда у евреев начинается Шаббат (суббота), в отели приезжают молодые семьи с детьми. Соблюдение субботы предписано Торой. В Израиле это нерабочий день. Он начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается через час после захода солнца в субботу.
С Шаббатом у нас случился небольшой казус. Мы вошли в лифт, но на наши попытки нажать кнопку нужного этажа – никакой реакции, потом вдруг двери неожиданно закрылись, и лифт поехал. Остановился на 2-ом этаже, открыл двери, остановился на 3-ем этаже, открыл двери и т.д. Оказалось, что это специальный «субботний» лифт: нельзя работать в субботу, а нажатие кнопки в лифте – это все-таки работа. Вот и ходит такой лифт вверх-вниз, останавливаясь на каждом этаже, возит правоверных.
Приготовление еды – тоже труд, поэтому в отелях по субботам подают то, что было приготовлено в пятницу. Стол от этого не становится беднее. Вообще еда в Израиле – культ, и между отелями идет негласное соревнование – чей повар лучше, у кого кухня вкуснее, обильнее, разнообразнее. Ценителями этого поварского искусства и страдальцами одновременно являются гости отеля. Страдальцами – потому что отказаться от этих вкусностей невозможно, а килограммы предательски откладываются в боках.
Быть в Израиле и не увидеть Иерусалим... Ранним утром мы отправились в город, о котором так много слышали. Один день в Иерусалиме – это очень мало, столько там мест, которые нужно посетить, посмотреть, просто побыть. А начиналось все со смотровой площадки на Горе Скопус, куда нас привез автобус. Гора расположена к западу от города. Здесь в 1925 году был основан Еврейский университет и построена больница «Хадаса». Город был необыкновенно красив в лучах утреннего солнца и напоминал муравейник.
Огромное количество людей, снующих во всех направлениях, смешение арабов, европейцев, ортодоксальных евреев, узкие улочки, извилистые и запутанные. В один момент на арабском базаре мне стало страшно, показалось, что я отстала от группы и теперь мне никогда не выбраться отсюда... Колоритные арабские торговцы никогда не поймут мой посредственный английский и, уж тем более, русский, никто не придет ко мне на помощь... К счастью, меня не забыли.
На Храмовой горе построены святые для мусульман мечети Аль Акса и купол скалы. Здесь проходил суд над Иисусом, и отсюда берет свое начало Крестный путь.
Я не буду описывать историю и значение каждого места в подробностях, названия говорят сами за себя, да и в интернете про каждую из этих святынь написано немало. Но какие благоговейные чувства испытывала я, человек отнюдь не «воцерковленный», видя воочию то, о чем знала из книг, и никогда при этом всерьез не задумывалась о том, что он жил, сын божий Иисус! А Он ходил по этим улицам, сидел в Гефсиманском саду, прошел этот Крестный путь со всеми остановками, падая от усталости. Взошел на Голгофу и принял мученическую смерть, а потом воскрес. Свидетельством чего является этот живой и поныне город, в котором по-прежнему кипят страсти, и люди живут по божьим заветам.
Храмовую гору окружает Стена Плача, это священное место для всех иудеев. Есть традиция приходить и молиться у этой стены, и чтобы бог не забыл, о чем молится его паства, они пишут записочки с просьбами и засовывают их в щели Стены. Мы, конечно, тоже решили помолиться и попросить у Бога «каждому свое». Исполнив ритуал, погрузились в автобус и поехали в отель. Каково же было наше разочарование, когда утром в новостях сообщили (кстати, большинство каналов дублируется на русском и украинском), что в связи с праздником Рош Ха-Шана (еврейский новый год) ночью Стена Плача была очищена от старых записок. Но будущие события показали, что мою-то записочку Бог прочитал, слава Ему и благодарность.
Две недели, проведенные на курорте, звонко аукнулись. Года два я вообще не знала, что такое простуда, да и другие недомогания среднего возраста не беспокоили. Вот только с накопленными килограммами пришлось бороться несколько месяцев.
Тем, кто хочет обычного пляжного отдыха, нужно ехать в Эйлат. Этот курорт расположен в самой южной точке Израиля на берегу Красного моря. Он является зоной беспошлинной торговли. Только что вы ехали по возвышенности южного Негева и пустыне Арава, а через минуту – вы у Красного моря. Город возникает почти без предупреждения. Все разнообразие курортных развлечений тут представлено в полной мере: рестораны, пляжи, дискотеки, бары, морские круизы, дайвинг, снорклинг, шопинг, экскурсии по историческим местам. Даже казино! По законам Израиля нельзя играть в казино на земле, но законы для того и созданы, чтобы их можно было обойти. Казино располагается в море, на шикарном судне. Так что, если нельзя, но очень хочется – то можно!
Ну, вот и пришел час прощания, знакомый аэропорт. Домой... Однако нас ожидало еще одно препятствие. Как оказалось, выехать из Израиля гораздо сложнее, чем въехать. Я подумала, что это случилось только с нами, но потом, почитав в интернете, узнала, что это обычная практика.
Когда туристы покидают страну, их подвергают настоящему допросу и досмотру. Перед тем как сдать багаж и пройти пограничные, полицейские и таможенные посты, каждый иностранец имеет беседу с сотрудником безопасности. Израильский «чекист» специально раздражает человека, чтобы тот смутился или спутался и выдал свои «истинные» намерения. Конечно, навязчивые вопросы начинают злить человека, и тогда у израильского «чекиста» возникают подозрения. Нашу группу долго «мариновали» около красной линии. Трое сотрудников подходили к каждому из нас, наперебой по-английски задавали вопросы (в принципе – простые), но так агрессивно и быстро, что многие терялись. Я стояла в конце очереди и тихонько закипала от злости. Тем более что из Израиля я везла только свечи и благовония из Храма Гроба Господня. И вот, когда пограничник подошел ко мне, у меня возникло непреодолимое желание подразнить его. «Есть ли у Вас родственники в Израиле?», – спросил он. «Конечно, – ответила я, – ведь мы все произошли от Адама и Евы!». Больше он ни о чем не спросил, взял мой чемодан, грустно посмотрел на него и проводил меня через все кордоны. И пока остальная группа сначала разбирала, а потом собирала свои чемоданы под зорким оком израильских пограничников, я наслаждалась изобилием израильского Duty Free, кстати, одного из лучших в мире.