Moody's, Standard & Poor's и Fitch придется подвинуться?
Евросоюз стремится к суверенной оценке кредитоспособности стран. В связи с этим Европейский центральный банк намерен в будущем присваивать рейтинги государствам, исходя из данных собственного исследовательского отдела, сообщила в начале недели германская деловая газета Handelsblatt.
По информации источника, необходимость во введении суверенных рейтингов возникла по причине недоверия Европейского центрального банка к таким крупным игрокам на рынке, как Moody's, Standard & Poor's и Fitch. Источник Handelsblatt в финансовых кругах ЕС одним из примеров несоответствия рейтингов действительному положению вещей называет ситуацию с неадекватными рейтингами Lehman Brothers. Сейчас недовольство ЕЦБ вызвано, тем, что Moody's оценивает платежеспособность Греции на уровне «А2», при этом Standard & Poor's и Fitch уже понизили свои оценки до «ВВВ-». В случае снижения рейтинга Греции до этого уровня и со стороны Moody's, ЕЦБ опасается усложнения процесса рефинансирования большей части греческого долга.
Некоторые международные эксперты приветствуют возможность появления новых рейтингов в будущем, ссылаясь на опасность сосредоточения власти присвоения оценки кредитоспособности стран в руках нескольких агентств, и высказывая сомнения в достоверности существующих сегодня рейтингов. При этом у специалистов вызывает опасения объективность рейтингов ЕЦБ, в которых будут заинтересованы правительства.
Как поясняют в госагентстве по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА), кредитные рейтинги компаний и суверенные рейтинги стран отражают будущую способность и готовность компаний и суверенных правительств своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства. Оценка кредитоспособности того или иного государства основывается на анализе политических и экономических рисков. Как правило, на присвоение суверенного рейтинга влияют такие показатели экономической деятельности как структура экономики, перспективы экономического роста, финансовая гибкость, долговое бремя правительства, гибкость денежно-кредитной политики, налоговая политика. Вместе с тем к политическим показателям, анализируемым при присвоении рейтинга, относятся: стабильность и легитимность политических институтов, участие общественности в политическом процессе, политическая преемственность в руководстве страны, прозрачность экономической политики, общественная безопасность, а также геополитический риск. «При этом при оценке кредитоспособности компаний наряду со страновыми и отраслевыми рисками, в которых работает компания, оцениваются такие показатели как положение на рынке, диверсификация бизнеса, стратегия развития, кредитные и рыночные риски, риски фондирования и ликвидности, доходы и расходы, система управления рисками, а также уровень корпоративного управления», – перечисляют в АРД РФЦА.
«В условиях кризиса сложилась парадоксальная ситуация – роль тройки международных рейтинговых агентств в оценке платежеспособности компаний и отдельно взятой страны резко возросла, таким образом, имея возможность влиять на действия инвесторов. При этом данные рейтинговые агентства не смогли вовремя обнаружить риски, которые и привели к финансово-экономическому кризису», – поясняет Аслан Калигазин, и.о. директора департамента развития АРД РФЦА. По его мнению, особенно сильно зависят от действий и оценок рейтинговых агентств развивающиеся страны, так как при снижении суверенного рейтинга страны увеличиваются процентные выплаты по долгам, что создает дополнительную нагрузку на ее финансовую систему. «Например, увеличение государственного долга Греции привело к снижению суверенных рейтингов этой страны двумя международными рейтинговыми агентствами. Так как Греция является членом Европейского союза, а Европейский центральный банк является наднациональным контролирующим органом, то снижение рейтинговых оценок страны затрудняет помощь ЕЦБ Греции», – поясняет г-н Калигазин. По его словам, в соответствии с требованиями ЕЦБ банк принимает в качестве гарантий при выдаче кредитов долговые бумаги страны в том случае, если минимум одно из трех рейтинговых агентств оценивает рейтинг государства на уровне «A». Таким образом, от действий лишь одного рейтингового агентства зависит возможность помощи ЕЦБ для улучшения финансового положения Греции. Кроме того, эксперт АРД РФЦА указывает на несвоевременное выявление рисков в секторе sup rime, и тоже упоминает о неправильной оценке кредитоспособности обанкротившегося банка Lehman Brothers, что в немалой степени повлияло на усугубление мирового кризиса и привело к росту критики и сомнений адекватности оценок, предоставляемых тройкой международных рейтинговых агентств.
По мнению Аслана Калигазина, присвоение собственного суверенного рейтинга государств со стороны Европейского центрального банка, не полагаясь на выкладки по кредитоспособности стран от Moody's, Standard & Poor's и Fitch, положительно скажется на качестве оценок. «Необходимо понять, что ЕЦБ планирует создать конкурентную и альтернативную систему оценок кредитоспособности стран. Это создаст условия для реформирования международного рынка рейтинговых услуг. Безусловно, ведущие международные рейтинговые агентства будут пересматривать свою стратегию и роль в мировой экономике, и в этом случае необходимо полагать, что качество рейтинговых оценок возрастет», – заключил и.о. директора департамента развития АРД РФЦА.