Быстро среагировали!

Глава АДСЖКХ сделал ряд сенсационных заявленийГосударственные органы становятся последовательными в своих действиях. Не успел в...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Глава АДСЖКХ сделал ряд сенсационных заявлений

Государственные органы становятся последовательными в своих действиях. Не успел в начале текущего года премьер-министр Карим Масимов поручить навести порядок в строительном секторе экономики РК (см. «Капитал.kz» от 04 февраля 2010 года), как последовали громкие заявления от Серика Нокина, председателя госагентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АДСЖКХ). Выступление г-на Нокина затрагивало как частные вопросы жилищного строительства в РК, так и направление всей политики государства по регулированию строительного рынка республики.

По замыслу руководителя АДСЖКХ, в Казахстане в 2011 году с использованием механизма жилстройсбережений будет построено 745 квартир, сообщает «Интерфакс-Казахстан». 

Серик Нокин утверждает, что «общий объем ввода жилья в 2011 году через систему жилстройсбережений составит 50,1 тыс. кв. метров или 745 квартир, в том числе в Астане 364 квартиры, в Алматы – 285, в Актюбинской области – 96». При этом на строительство указанного объема жилья необходимо выделение кредитных средств из республиканского бюджета в сумме 7,7 млрд. тенге, в том числе 4,1 млрд. в 2010 году, 3,6 млрд. – в 2011 году. Ольга Айбасова, директор департамента консалтинга ЦКН «Центр недвижимости», заявляет, что вводимая сумма квадратных метров жилья весьма незначительна для Казахстана: «745 квартир – это ровно в 10 раз меньше количества введенных в эксплуатацию квартир в прошлом году только в Алматы, который занимает примерно 1/10 всего рынка недвижимости Казахстана», – отмечает она.

Выступая во вторник на заседании правительства в Астане, г-н Нокин также сообщил, что ориентировочная стоимость жилья, построенного по данной системе, будет составлять 142,5 тыс. тенге за кв. м ($950) в Алматы, 121 тыс. тенге ($807) – в Астане, 90 тыс. тенге ($600) – в Актюбинской области. С прогнозируемыми цифрами согласен и Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, по его мнению, «себестоимость жилья по госпрограмме позволяет предложить такую конечную цену». 

Говоря о схеме работы «Жилстройсбербанка», г-жа Айбасова отмечает, что «данная программа весьма удобна, так как есть гарантия, что деньги не сгорят, а пойдут именно на строительство». Следует подчеркнуть, что строительство жилья по системе жилстройсбережений заключается в следующем. Граждане в течение нескольких лет накапливают часть стоимости жилья в государственном «Жилстройсбербанке», после чего получают возможность оформить недорогой ипотечный кредит. «Жилстройсбербанк», в свою очередь, формирует пул предпочтений граждан по жилью, осуществляет поиск строительных инвесторов в банках второго уровня, которые финансируют строительство жилья и выступают, в конечном итоге, заказчиками. Государство в данном случае в лице местных исполнительных органов обеспечивает выделение земельных участков и подведение инженерных коммуникаций.

В целом строительство по программе жилстройсбережений финансируется за счет депозитов вкладчиков «Жилстройсбербанка» и уставного капитала «Жилстройсбербанка». В 2010 году ожидается пополнение уставного капитала ЖССБК на 1,8 млрд. тенге, то есть менее чем на 15%.

На 1 января 2010 года «Жилстройсбербанком» было выдано 54,82 млрд. тенге, или несколько процентов от общего объема казахстанской ипотеки. По мнению г-на Алферова, если банк провозглашен президентом в качестве главного проводника государственной жилищной ипотеки, его необходимо смелее капитализировать.

Заметим, что «Жилстройсбербанк» Казахстана существует менее 7 лет. На ноябрь 2009 года уставный капитал банка составил 16,3 млрд. тенге – то есть десятые доли ВВП. Для сравнения: на седьмой год работы системы жилстройсбережений в Чехии и Словакии только премии от государства составили более процента ВВП. В то же время в Чехии в первый же год вкладчиками жилстройсберкасс стали 2% жителей, в Венгрии – 3%. Казахстанский «Жилстройсбербанк» на седьмой год существования ставит себе целью достижение доли участников в 2,2% к экономически активному населению.

В то же время по состоянию на 1 марта 2010 года по республике, цитирует слова главы АДСЖКХ информационное агентство Kazakhstan Today, осталось завершить 132 объекта долевого строительства, из них в текущем году будет завершено 112 объектов с 21 тыс. дольщиков, в 2011 году – 20 объектов с 5 тыс. дольщиков. Из вышеуказанной цифры, по сообщению г-на Нокина, «в Астане осталось достроить 61 объект (12646 дольщиков), который согласно графику ввода, предполагается завершить в этом году посредством различных механизмов. Так, 26 объектов будут финансироваться за счет выкупа квартир акиматом города, 7 – силами уполномоченной организации ТОО «Жана Курылыс», 19 – через фонд «Самрук-Казына», 9 – будут завершены застройщиками самостоятельно. Тогда как в Алматы остались незавершенными 33 объекта (8141 дольщик), из них в 2010 году предусматривается завершение 16 объектов. 4 объекта будут завершены через фонд «Самрук-Казына», 12 объектов будут завершены застройщиками самостоятельно.

В связи со сложившимся положением вещей в ходе селекторного совещания правительства 9 марта премьер-министр РК Карим Масимов сообщил о возможности выделения дополнительных средств на завершение объектов долевого строительства. «Оперативно с Республиканской бюджетной комиссией мы на этой неделе решим, где требуются более большие деньги, будем изыскивать дополнительные резервы. И так внапряг идем, но выхода другого нет», – пояснил г-н Масимов.

Госагентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Казахстана в лице Серика Нокина на этой неделе не обошло своим вниманием и действующую в республике систему технического регулирования строительной отрасли. Глава АДСЖКХ затронул несколько пунктов относительно изменений системы технического регулирования строительной отрасли. Так, «по первому компоненту – нормативной базе, цитирует выступление г-на Нокина «Интерфакс-Казахстан», – главной целью реформирования является поэтапный переход к параметрическому методу нормирования строительной отрасли». На данный момент в РК используется предписывающий метод нормирования строительной отрасли. По словам Серика Нокина, «это жесткие нормы, которые не обладают достаточной гибкостью и не допускают применения альтернативных решений, методов и материалов». Предлагаемые на замену старым параметрические методы нормирования являются напротив наиболее открытыми для инноваций. Параметрический метод дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение.

Комментируя вышеуказанное нововведение, Актай Майлыбаев, заместитель председателя правления компании MAG, говорит о том, что параметрические методы – наиболее адекватны для строительного сектора, но следует начинать реформировать «не просто с принятия документа, а необходимо начинать с теории и базы». Нужно по-новому подойти к высшему образованию казахстанских экономистов, с тем, чтобы они уже со студенческой скамьи начинали понимать все нюансы и тонкости параметрических методов.

Еще одной инициативой г-на Нокина является разработка качественно нового строительного документа – «Строительный технический регламент Республики Казахстан», который должен стать «технической Конституцией» строительной отрасли РК.

О необходимости подобного документа говорит г-жа Айбасова. По ее мнению, «в Казахстане существует некоторый произвол в строительном секторе». К примеру, весьма часто дачи в нашей республике регистрируются как дома, хотя всем известно, что дачи никогда не подразумевали сейсмобезопасность. Кроме того, зачастую в РК дома строят частные бригады и без проектов. «В цивилизованных странах напротив строительство своего дома очень трудоемкий и длительный процесс, который требует соблюдения всех норм и стандартов строительства», – отмечает директор департамента консалтинга ЦКН «Центр недвижимости».

Кроме вышеизложенного Серик Нокин заявляет о пересмотре второй составляющей технического регулирования строительства – системы надзора за соблюдением законодательства в области строительства. В первую очередь, предполагается введение периодической аккредитации местных надзорно-контролирующих органов. В дополнение к государственным органам надзора и контроля предусматривается создание института частных специалистов в области надзора и контроля, к которым будут применяться те же принципы сертификации, что и к сотрудникам государственных органов. В данном случае, по мнению г-на Майлыбаева, здоровая конкуренция среди органов надзора должна сыграть на руку строительному сектору РК.

Глава АДСЖКХ не преминул отметить и реформирование третьего компонента технического регулирования строительства в республике – системы оценки соответствия субъектов требованиям строительного законодательства, которое заключается в ее гармонизации с общепризнанными зарубежными аналогами в области аккредитации, лицензирования и сертификации.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.