Масштабные пертурбации в Правительстве РК
На прошлой неделе Глава государства Нурсултан Назарбаев озвучил ряд глобальных преобразований в работе Правительства РК, которые затрагивают важнейшие отрасли жизни казахстанского общества. Кирилл Танаев, генеральный директор российского Фонда эффективной политики, поддерживает позицию президента Казахстана, говоря, что «по логике действий власти, если намечаются какие-либо преобразования, то лучше провести их единовременно. Ведь любая реорганизация сродни лихорадке, а значит, лучше переболеть ей сразу, а не растягивать болезнь во времени». Хотя при этом г-н Танаев отмечает, что «кадровый застой в государственной службе – это плохо. По большому счету, идеальный чиновник, – подчеркивает генеральный директор Фонда эффективной политики, – это специалист, который прошел по всем ступенькам служебной лестницы, работал и в центральных органах власти, и в региональных». К сожалению, постсоветская реальность нарушила устойчивые системы подготовки, продвижения и ротации кадров. Формально принято много правильных программ, а на деле, куда ни глянь, – на должности назначают все больше родственников, земляков или друзей. Это в зависимости от традиций и особенностей каждой из постсоветских стран.
В то же время, по оценке Алишера Тастенова, аналитика Института политических решений, «сегодня существует разбалансированность системы государственного управления». Когда на макроуровне центральные органы власти принимают политические решения, то на микроуровне, в региональных органах власти, отсутствует их полное понимание, что, естественно, отражается на их четком исполнении. В итоге многие государственные программы идут с перекосами, просчетами, не говоря уже о недоосвоении бюджетных средств. «Кадровый вопрос сегодня стоит наиболее остро, – отмечает эксперт Института политических решений, – нехватка профессиональных менеджеров, государственных управленцев снижает результативность и эффективность государственной политики, страдает непосредственно качество предоставления государственных услуг. Отсюда и снижение доверия населения к госорганам».
12 марта Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев сообщил о реорганизации старых и создании ряда новых ключевых для экономики и всей политической жизни республики министерств и ведомств. В связи с этим Главой государства был произведен и целый ряд кадровых назначений. В частности, в результате реорганизации Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) было создано Министерство нефти и газа, которое возглавил Сауат Мынбаев, являвшийся до этого руководителем МЭМР. Нефтегазовая отрасль, безусловно, остается ведущей сферой экономики Казахстана. Однако в последнее время перед ней были поставлены кардинально новые задачи, которые требуют более системного подхода. Среди таких вопросов – пересмотр соглашений о разделе продукции, увеличение казахстанского содержания, введение казахстанских топ-менеджеров в управление компаний и многое другое. Кроме того, ряд функций Министерства энергетики и минеральных ресурсов и компании «КазМунайГаз» дублируются. Поэтому, как отмечает г-н Тастенов, создание Министерства нефти и газа оптимизирует систему управления в целом с рациональным распределением функциональных обязанностей.
Министерство индустрии и торговли (МИТ) Казахстана преобразовано в Министерство индустрии и новых технологий. Главой министерства назначен Асет Исекешев, который ранее возглавлял Министерство индустрии и торговли. Помимо полномочий министра индустрии и новых технологий, г-ну Исекешеву будут преданы полномочия заместителя премьер-министра РК.
Новому министерству, в свою очередь, переданы функции и полномочия в области электроэнергетики, горнорудной, атомной промышленности от упраздняемого МЭМР.
В целом, по оценке специалистов Института политических решений, административные изменения направлены на оптимизацию функциональных обязанностей министерств. Разделения министерств и сужение их по профильным направлениям будут способствовать, во-первых, более тщательному сосредоточению на поставленных задачах, не отвлекаясь на другие, зачастую не профильные, вопросы. Во-вторых, концентрируется персональная ответственность руководителей за конкретные направления стратегического развития. При этом центральное место будет отводиться именно Министерству индустрии и новых технологий, которое будет заниматься только несырьевой экономикой. Ведь неслучайно именно Асет Исекешев – глава нового министерства – занял и пост вице-премьера, комментируя реформы Президента РК, отмечает г-н Тастенов.
На прошлой неделе реорганизовано и Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) в Министерство экономического развития и торговли с наделением функций и полномочий в области стратегического планирования, регионального развития, с передачей ему функций и полномочий в сфере торговли от МИТ, а также функций и полномочий в области бюджетного планирования. Возглавить новое министерство призвана Жанар Айтжанова, которая прежде занимала пост вице-министра индустрии и торговли. При этом министром финансов остается Болат Жамишев, а Бахыт Султанов освобожден от должности министра экономики и бюджетного планирования и назначен помощником Президента РК. По мнению политолога Санжара Бокаева, увеличение числа женщин в правительстве больше походит на желание Главы государства обеспечить репрезентативность, на что нередко обращают внимание западные демократы. В США всегда, если первое лицо, президент, представитель мужского пола, то второе лицо, госсекретарь, – женского пола.
Госагентство по информатизации и связи преобразовано в Министерство связи и информации с передачей ему полномочий упраздняемого Министерства культуры и информации (МКИ) в сфере регулирования деятельности средств массовой информации. Министром связи и информации назначен Аскар Жумагалиев, который до этого момента возглавлял компанию «Казахтелеком». Отмечая важность данного преобразования, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «мы живем в информационном обществе, поэтому ключевой задачей нового министерства должно стать внедрение новых информационных технологий, в первую очередь цифрового и спутникового вещания». В свою очередь МКИ реорганизовано в Министерство культуры с передачей ему от Министерства юстиции функций в сфере обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями. Министром культуры назначен Мухтар Кул-Мухаммед, который ранее возглавлял МКИ.
Также 12 марта в ходе совещании с акимами областей городов Астаны и Алматы по вопросам реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года Аслан Мусин , руководитель Администрации Президента РК, сообщил о подготовке его ведомством предложения о ротации более 100 госслужащих из центра в регионы.
Как подчеркивает г-н Тастенов, ротация политических и административных госслужащих центральных органов в регионы и из регионов в центр призвана решить проблему непонимания общей стратегии, конкретных целей и задач государственной политики на всех уровнях власти. На самом деле данная идея по своей сути очень неплоха. Но было бы эффективнее, если бы ротация не ограничивалась 100 служащими и проводилась на постоянной, например ежегодной, основе. Тогда проблема оторванности регионов от центра преодолевалась бы более систематично.
В целом особенность реорганизации заключается в ее ориентированности на достижение конкретного результата. Если раньше министерства зачастую развивались каждое в своем направлении, то теперь их деятельность объединена общими целями.
«Можно отметить также, что Казахстан постепенно стал отходить от концепции административного государства, стремясь к роли эффективного государства-управленца», – утверждает г-н Тастенов.
Несмотря на то, что мнения аналитиков сходятся в положительной оценке проводимых реформ в РК, г-н Бокаев заявляет, что «реорганизация правительства и новые кадровые назначения в кабинете министров практически не коснулись старой колоды». Скорее всего, создание новых министерских портфелей, по задумке Главы государства, должно сузить профильную специализацию министерств и определить конкретные участки работы. Возможно, цель – и в самом деле оправдывает средства, которые будут затрачены на создание новых министерств. Ведь зачастую наши министерства похожи на большие неповоротливые машины, которым не хватает мобильности в решении конкретных функциональных задач. «Новые назначенцы, – уточняет г-н Бокаев, – пока не относятся к числу влиятельных политиков, переход которых в оппозиционный лагерь мог бы сказаться на общественно-политической ситуации».
Еще один немаловажный момент, который всегда должен учитываться при новых кадровых назначениях, – обновление элиты. Политическая элита, а конкретно, власть, неспособная рекрутировать новые кадры и обновлять свою кровь, обречена на вымирание. Таков закон власти. «В данном случае произошедшие кадровые перестановки не повлияют на структуру властвующей элиты, так как рекрутинг произошел на уровне третьих эшелонов власти», – заключает г-н Бокаев.
Следует отметить, что по заявлению Болата Жамишева, министра финансов РК, дополнительных затрат в связи с реорганизацией ряда министерств в республике не потребуется. Насколько это соответствует действительности, покажет время.
В целом, давая оценку работе казахстанского правительства, Кирилл Танаев утверждает, что Казахстан за последние 20 лет бьет все рекорды по реформированию и различного рода структурным преобразованиям. Какие-то вещи реализуются более удачно, какие-то менее, а какие-то оказываются мыльным пузырем. «Но это нормально, потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает», – подчеркивает российский эксперт.