Европейский союз поможет Казахстану реформировать экологическое законодательство
По оценке специалистов, казахстанское экологическое законодательство, объединяющее целый ряд кодексов (экологический, водный, земельный, лесной) и природоохранных законов, на сегодняшний момент сталкивается с весьма трудными проблемами, такими как, несовременность законов, их несоблюдение и неграмотность. К примеру, в законодательстве РК никак не отражены новые тенденции изменения климата, деградации и опустынивания земель, хотя наблюдающиеся тренды Центра дистанционного зондирования и географических информационных систем «Терра» в Казахстане уже устойчивы.
В целом, в нашей республике за последние годы обновлены многие законодательные документы: в 2007 году принят Экологический кодекс, разработаны специальные правила и инструкции. «Проблема экологического законодательства состоит в необходимости постоянных корректировок, внесении дополнений с учетом изменений экологической ситуации и природопользования в Казахстане», – утверждает Наталья Огарь, директор департамента науки и экологического проектирования Центра дистанционного зондирования и географических информационных систем «Терра». Существует необходимость в принятии некоторых подзаконных актов. К примеру, относительно Каспийского моря. «Когда деятельность по освоению нефти в Каспийском море только начиналась, был разработан документ, отражающий особые экологические условия для проведения нефтяных операций в казахстанском секторе моря. В настоящее время данный документ утратил свою силу, а нового пока нет, – поясняет она. – В то же время мощности работ наращиваются с каждым годом, они сопровождаются проведением экологических исследований, результаты которых необходимо учитывать при подготовке поправок к соответствующим законам и нормативным документам».
Фактом устаревания казахстанского экологического законодательства может служить и ситуация с регулированием в отношении растительных ресурсов нашей страны. К сожалению, в РК до настоящего времени нет закона и «Об охране растительного мира», несмотря на то, что спрос на растительные ресурсы неуклонно возрастает. В законе указано и то, что основным документом при выдаче разрешения на сбор растительного сырья является Красная книга Казахстана, но ее переиздания не было с 1981 года. В последнем издании Красной книги Казахстана 308 растений, находящихся под охраной государства, тогда как на данный момент их фактически 405. Много проблем с законодательством у охотопользователей, а также физических и юридических лиц, занимающихся туристской и рекреационной деятельностью. Между тем, это перспективные кластеры развития экономики республики.
Также, отмечает г-жа Огарь, зачастую стоит проблема несоблюдения уже существующего законодательства. Так, например, повсеместно не соблюдаются нормы выпаса скота, особенно в горах, лесных угодьях, в зоне формирования речного стока, что приводит к провоцированию селей и оползней. Вообще, сейчас значительная часть горных территорий Казахстана находится в катастрофическом состоянии.
Несмотря на то, что есть определенные акты, затрагивающие необходимые разъяснения относительно охраны природы, имеет место также некоторая обтекаемость формулировок в законах, которая позволяет трактовать их двояко. Вследствие этого разночтения законодательства постоянно возникают проблемы при согласовании проектной документации в различных ведомствах.
Остро вопрос стоит, по словам специалистов, и в отношении несогласованности законов между собой. Законы и поправки к ним принимаются не единовременно, что приводит к несоответствию по некоторым важным позициям. По основному закону необходимо вести работу определенным образом, но в то же время ты зависишь и от земельного кодекса, и от водного, и от экологического. Предприниматели в данном случае зачастую теряются, какому из кодексов отдать приоритет.
В свете вышеизложенного весьма кстати пришлась программа Европейского союза (ЕС) по оказанию РК помощи в реформировании экологического законодательства.
По сообщению Представительства ЕС в РК, несмотря на то, что Правительство Казахстана обозначило цели проведения законодательной реформы, реализация и правовое применение национальной экологической политики остаются затруднительными, так как здесь требуются новый подход, увеличенный бюджет и ее (экологической политики) более качественная интеграция в корпус государственной политики.
В настоящее время проект ЕС под названием «Внедрение инструментов экологической политики в Республике Казахстан» финансируется Европейским союзом при бюджете в 1,9 млн. евро. Основным партнером Европейского союза в рамках данного проекта является Министерство охраны окружающей среды РК. Как отмечает Представительство ЕС в Казахстане, цели проекта преимущественно связаны с потребностями Министерства охраны окружающей среды в укреплении системы экологического менеджмента в Казахстане таким образом, чтобы она отвечала современным требованиям и вызовам. Основными институциональными элементами, обозначенными в проекте, следовательно, являются, во-первых, политические инструменты: повышение способности к формулированию политических подходов, обеспечивающих эффективные, согласованные и логичные рамки принятия решений в экологической области. Во-вторых, правовое применение политических решений: повышение знаний и технических навыков официальных лиц. Эти две способности должны развиваться через формирование практических наборов политических решений в ключевых, заранее выбранных сферах экологической политики и последующую имплементацию в пилотных проектах.
В рамках работы программы 25 февраля 2010 года прошло третье заседание, которое было посвящено разработке пакета политических мер в области утилизации твердых бытовых отходов. Специальное заседание в Мажилисе Парламента РК предложило задействовать в этой работе парламент в формате обсуждений с участием депутатов, представителей правительства, министерств и других заинтересованных сторон. Обсуждения касались заключений отчета об инструментах экологической политики под названием «Оценка существующей системы политических инструментов в Казахстане», а также приоритетных политических инструментов из «Учебного пособия о пакетах политических мер».
В дополнение к настоящему проекту технического содействия вторая независимая программа, финансируемая ЕС в виде гранта в размере 108000 евро, нацелена на разработку местного плана действий в области экологической политики (LEAP), призванного повысить осведомленность широкой публики о вопросах утилизации отходов в Астане.
Помимо проекта технического содействия и в дополнение к нему ЕС финансирует два других проекта. Первый под названием «Развитие общественной осведомленности по проблемам охраны окружающей среды в школах и сообществах города Алматы» (на основе гранта с бюджетом в 150 000 евро) реализуется Казахстанским Обществом Красного Полумесяца. Второй – «Контрольно-измерительное оборудование для оценки работы дизельного двигателя автобуса/грузового автомобиля в Алматы», бюджет которого составляет 156 074 евро.
Все компании, которые сталкиваются с казахстанским экологическим законодательством, всегда имеют свои рекомендации по его усовершенствованию. Вопрос лишь в том, что их зачастую не учитывают при принятии поправок. При разработке и принятии каких любо законов, поправок или законодательных актов важно учитывать мнение специалистов, так как в казахстанском законодательстве довольно часто встречаются некорректные выражения и терминология. «Резонно было бы принимать во внимание, – утверждает г-жа Огарь, – мнение ученых в конкретной области знания, в которой принимается закон, а также и недро- и природопользователей, деятельность которых напрямую зависит от принимающегося законодательства». Кроме того. необходимо широкое участие общественности в обсуждении законов до их принятия. Возможно, в этом случае и удастся обойтись без дорогостоящих вложений от более развитых стран.