Традиционное изложение последовательности развития кризиса и выхода из него в последние два-три года не находит своего отражения в протекающих событиях. Иными словами, происходят прямо противоположные процессы. Соответственно главным мотором мирового экономического роста сейчас стал Китай, а не США. Такое мнение высказал Андрей Илларионов, президент фонда «Институт экономического анализа» (Москва), в ходе Шестой международной конференции по риск-менеджменту.
По его словам, традиционное изложение последовательности развития кризиса выглядит следующим образом, как цепная реакция: кредитный кризис в США – промышленный кризис в США – фондовый кризис США – падение цен на энергоносители – отток иностранного капитала с развивающихся рынков – фондовый кризис на развивающихся рынках – финансовый бюджетный кризис на развивающихся рынках – и, наконец, промышленный кризис на развивающихся рынках. И такое изложение присутствует в большинстве работ, посвященных кризисным явлениям.
По мнению г-на Илларионова, если взглянуть на фактическую последовательность входа в кризис, то окажется, что ситуации была совсем иной. Так, первое что произошло – промышленный кризис в 9 странах, а не в США, затем начался фондовый кризис на рынке США и в мире, после произошел промышленный кризис в Штатах и других развитых странах. Следующим шагом в кризис стало замедление роста промышленных показателей в Китае. И вот только после этого произошло падение цен на энергоносители. Далее стал наблюдаться отток капитала с развивающихся рынков и кредитный кризис в США.
При этом эксперт оговаривается, что данная последовательность происхождения кризиса еще не говорит о том, что есть логическая, а главное достоверное подтверждение этой связи, когда одно следует из другого. Тем не менее, цифры и факты демонстрируют это.
Что касается выхода из кризиса, то традиционное восприятие и изложение выхода из кризиса выглядит следующим образом: восстановление кредита в США (на это были нацелены действия американского правительства и ФРС, предоставлявших большие финресурсы) – восстановление промышленного роста в США – восстановление мировых цен на энергоносители – восстановление фондового рынка – восстановление промышленности на развивающихся рынках. Но как происходит на самом деле?
По данным президента фонда «Институт экономического анализа», первое, что произошло – так это развитие промышленного комплекса в Китае. «После этого сразу же восстановился рост цен на энергоносители, далее начался промышленный рост США, а что касается восстановления кредитов Штатов, то этого еще не случилось. То есть увеличения роста кредита, предоставления банковских кредитов американской банковской системы пока еще не произошло», – пояснил он.
Иными словами, главным мотором мирового экономического роста сейчас стал Китай, а не США. Этот вывод можно было сделать по результатам 2007 года, когда прирост ВВП КНР по приоритету покупательской способности опередил прирост ВВП США. И это несмотря на то, что экономика Китая меньше по сравнению с экономикой Соединенных Штатов.
Между тем, уроки кризиса 2007-2010 годов выглядит следующим образом:
- Это не кризис, а кризисы.
- Это не мировой, а национальный кризис.
- Природа этих кризисов проявляется в виде «австрийского» цикла, как стимулирование экстраликвидности национальными банками.
- Это геополитический, культурный кризис.
- Кризис государственно-экономической политики.
- Эти кризисы порождены не столько «инфекцией» из США, сколько действиями национальных властей.