Успешная бизнес-школа не должна останавливаться на достигнутом
Степень MBA сегодня становится наиболее популярной и признанной квалификацией в мире, получаемой после окончания университета. Такая тенденция сохранялась даже в период кризиса. Связано это было с тем, что многие кандидаты использовали временные трудности в мировой экономике и высвободившееся время направили на получение степени MBA. И это происходило, несмотря на нападки со стороны мирового сообщества на магистров делового администрирования за то, что они не предотвратили первые «проявления» кризиса. Вопрос «кто виноват?» не тема материала. Речь пойдет о том, какие сегодня бизнес-школы можно назвать успешными. Своим мнением с «Капитал.kz» поделились представители успешных бизнес-школ.
Отметим, что все нападки не имеют под собой оснований, поскольку бизнес-школы находятся в постоянном процессе улучшения своих кейсов, и этот процесс также предшествовал финансовому кризису. В частности, бизнес-школы проводят исследования, чтобы найти пути как улучшить свои курсы обучения, особенно в таких областях как корпоративное управление, отчетность и социальная ответственность, что происходит по мере растущей потребности студентов MBA в этом.
Золтан Антал-Мокос, замдекана Программ высшего образования при ESMT в Берлине, отмечает, что «те школы, чьи программы лучше всего отражают как заботу об обществе, так и предоставляют конкретные связи с компаниями, – проживут дольше, чем топчущиеся на месте MBA». С ним соглашается Оливер В. Олсон (Oliver W. Olson), региональный менеджер CEU Business School (Румыния), отмечая, что успешная бизнес-школа сегодня все больше отражает практическую сторону бизнес-образования и все меньше теоретическую. «За последние годы не американские школы бизнеса начали доминировать в рейтингах, а такие школы как LBS, HEC из Парижа, IE, Insead, Гонконгский университет науки и технологий и др., знаменитые своими активными связями с бизнес-сообществом, упором на предпринимательство, международный кругозор и кратковременность обучения. Ожидается, что эта тенденция продолжится», – заметил он.
Им вторит Ник Барнивилл (Nick Barniville), директор программ МВА Европейской школы менеджмента и технологии (ESMT). По его мнению, успешной школе бизнеса ХХI века надо есть, спать и дышать ответственностью, вселяя ее в своих студентов. «Кроме того, школа должна пропагандировать уважение к окружающей среде и учить студентов тому, как использовать технологии таким образом, чтобы позволить бизнесу эксплуатировать ограниченные ресурсы более эффективно, – отмечает г-н Барнивилл. – Более того, бизнес-школа должна быть сосредоточена на постоянно совершенствующихся людях, которые могут выявить возможности для долгосрочного роста бизнеса».
Между тем, Дэн Нэги (Dan Nagy), заместитель декана и региональный директор по Европе и СНГ Школы бизнеса им. Фукуа при Университете Дюк, считает, что нет единой картины успешной школы бизнеса, так же, как нет и единой картины идеального студента. Бизнес-школы должны быть различными, чтобы аккомодировать разные сильные стороны, слабости и нужды их студентов. В этой связи он выделяет два ключевых элемента, которыми должны обладать бизнес-школы для подготовки бизнес-руководителей завтрашнего дня. Во-первых, она не должна быть географически утвержденной: существующая в пределах одной образовательной системы и одной национально-культурной специфики бизнес-школа не будет обучать студентов ценностям разнообразных деловых сетей.
Во-вторых, бизнес-школы не должны быть в неком вакууме, обучая только бизнесу, без ссылок на политику, экологию, право, здравоохранение и т.д.
Поэтому успех бизнес-школы сегодня будет зависеть от того, насколько грамотно она сможет совместить все пожелания своих студентов, обеспечивая их не только теорией, но и практическими выкладками, тесно сотрудничая с бизнесом.