ЮНИСЕФ пересчитал неучей
АВТОР

27.09.2007 • 04:27 927

ЮНИСЕФ пересчитал неучей

В Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан

«2,4 миллиона «невидимых» детей не ходят в школу и около 12 миллионов не учатся в средней школе», - говорится в представленном  в минувший четверг отчете регионального офиса ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ (ЦВЕ/СНГ) «Образование: одним больше, другим меньше?».

По словам регионального директора ЮНИСЕФ по странам ЦВЕ/СНГ Марии Каливис, ежегодно 14 миллионов детей вступают во взрослую жизнь без какого-либо официального образования или аттестата об окончании школы, и это происходит в регионе, широко известном в прошлом за высокий уровень доступа, качества и равенства в образовании.

Авторы отчета пришли к выводу, что государственные затраты на образование больше усиливают, социальное, этническое и экономическое неравенство в доступе и окончании базового образования, чем препятствуют этому. Доход родителей в большей степени стал определяющим фактором поступления и посещения школ, и в особенности дошкольных учреждений. 

Самый низкий уровень посещаемости - 50% для старших классов и в некоторых случаях менее чем 30% для дошкольных учреждений - оказался в странах с низкими экономическими показателями, таких, как Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.

«Что касается высшего образования, то многие страны региона, вероятно, могли бы признать факт чрезмерного расширения охвата на этой ступени; сказанное особенно справедливо для Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словении и Эстонии, в которых коэффициенты охвата превышают 55%, а также для Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Украины и Чешской Республики, где соответствующие коэффициенты превышают 40%. Противоположная ситуация сложилась в странах, которые отстали от лидеров, стремящихся обеспечить массовое высшее образование, – в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане», - отмечено в отчете.

По расчетам специалистов ЮНИСЕФ, в Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан, так как наиболее уязвимые слои населения не имеют такую возможность. В стране в настоящее время число мест в детских садах в пять раз меньше, чем количество детей дошкольного возраста. Из 120 тысяч казахстанских детей с ограниченными возможностями в развитии специальным обучением охвачено около 30%. Финансирование образования не превышает 3,4-3,5% ВВП республики. Из этого объема на удовлетворение потребностей среднего образования выделяется около 65%.

В некоторых странах снимать напряженность в бюджетной сфере, связанную с расширением сектора высшего образования, позволяет увеличение количества частных образовательных учреждений. Как подчеркнуто в отчете, в них обучаются более четверти студентов, получающих высшее образование в Армении, Грузии, Латвии, Польше и Румынии. В Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Молдове и Российской Федерации данный показатель составляет 15% или более.

Количество же частных учреждений, обеспечивающих базовое образование, ничтожно мало. Значительное распространение они получили только в Таджикистане, где обеспечивается 31% охвата, в Казахстане – 11% и в Хорватии – 10%.

Исследование показало, что, несмотря на то, что начатые реформы образовательных систем не проникли в классы, тем самым, оказывая влияние на качество образования, особенно в бедных и сельских районах. К примеру, в Казахстане наблюдается разрыв в уровне подготовки между выпускниками городских и сельских школ, поскольку у последних меньше возможности получения дополнительной образовательной информации и услуг в связи с неразвитостью социально-культурной инфраструктуры.

«Это, в свою очередь, оказало влияние на потребность в образовании, которая сейчас падает в неимущих семьях из-за неадекватного качества предоставляемых услуг, отсутствия программ, имеющих отношение к рынку труда, низкого перехода в старшие классы и недостаточных выгод от образования», - отмечает г-жа Каливис.

Авторы отчета призывают правительства ЦВЕ/СНГ в значительной степени увеличить затраты на образование, по крайней мере, на 6% от ВВП в отличие от 3 до 4% в среднем на регион, и перейти от распределения общественных затрат, способствующих неравенству, к затратам, которые устранят его. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ЮНИСЕФ Мария Каливис

27.09.2007 • 04:27 927

Поделиться
ЮНИСЕФ пересчитал неучей
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus