USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.46$
+0.150
BTC
64455.50$
-150.400

ЮНИСЕФ пересчитал неучей

В Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан «2,4 миллиона «невидимых» детей...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан

«2,4 миллиона «невидимых» детей не ходят в школу и около 12 миллионов не учатся в средней школе», - говорится в представленном  в минувший четверг отчете регионального офиса ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ (ЦВЕ/СНГ) «Образование: одним больше, другим меньше?».

По словам регионального директора ЮНИСЕФ по странам ЦВЕ/СНГ Марии Каливис, ежегодно 14 миллионов детей вступают во взрослую жизнь без какого-либо официального образования или аттестата об окончании школы, и это происходит в регионе, широко известном в прошлом за высокий уровень доступа, качества и равенства в образовании.

Авторы отчета пришли к выводу, что государственные затраты на образование больше усиливают, социальное, этническое и экономическое неравенство в доступе и окончании базового образования, чем препятствуют этому. Доход родителей в большей степени стал определяющим фактором поступления и посещения школ, и в особенности дошкольных учреждений. 

Самый низкий уровень посещаемости - 50% для старших классов и в некоторых случаях менее чем 30% для дошкольных учреждений - оказался в странах с низкими экономическими показателями, таких, как Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.

«Что касается высшего образования, то многие страны региона, вероятно, могли бы признать факт чрезмерного расширения охвата на этой ступени; сказанное особенно справедливо для Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словении и Эстонии, в которых коэффициенты охвата превышают 55%, а также для Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Украины и Чешской Республики, где соответствующие коэффициенты превышают 40%. Противоположная ситуация сложилась в странах, которые отстали от лидеров, стремящихся обеспечить массовое высшее образование, – в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане», - отмечено в отчете.

По расчетам специалистов ЮНИСЕФ, в Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан, так как наиболее уязвимые слои населения не имеют такую возможность. В стране в настоящее время число мест в детских садах в пять раз меньше, чем количество детей дошкольного возраста. Из 120 тысяч казахстанских детей с ограниченными возможностями в развитии специальным обучением охвачено около 30%. Финансирование образования не превышает 3,4-3,5% ВВП республики. Из этого объема на удовлетворение потребностей среднего образования выделяется около 65%.

В некоторых странах снимать напряженность в бюджетной сфере, связанную с расширением сектора высшего образования, позволяет увеличение количества частных образовательных учреждений. Как подчеркнуто в отчете, в них обучаются более четверти студентов, получающих высшее образование в Армении, Грузии, Латвии, Польше и Румынии. В Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Молдове и Российской Федерации данный показатель составляет 15% или более.

Количество же частных учреждений, обеспечивающих базовое образование, ничтожно мало. Значительное распространение они получили только в Таджикистане, где обеспечивается 31% охвата, в Казахстане – 11% и в Хорватии – 10%.

Исследование показало, что, несмотря на то, что начатые реформы образовательных систем не проникли в классы, тем самым, оказывая влияние на качество образования, особенно в бедных и сельских районах. К примеру, в Казахстане наблюдается разрыв в уровне подготовки между выпускниками городских и сельских школ, поскольку у последних меньше возможности получения дополнительной образовательной информации и услуг в связи с неразвитостью социально-культурной инфраструктуры.

«Это, в свою очередь, оказало влияние на потребность в образовании, которая сейчас падает в неимущих семьях из-за неадекватного качества предоставляемых услуг, отсутствия программ, имеющих отношение к рынку труда, низкого перехода в старшие классы и недостаточных выгод от образования», - отмечает г-жа Каливис.

Авторы отчета призывают правительства ЦВЕ/СНГ в значительной степени увеличить затраты на образование, по крайней мере, на 6% от ВВП в отличие от 3 до 4% в среднем на регион, и перейти от распределения общественных затрат, способствующих неравенству, к затратам, которые устранят его. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.