На кого прольется золотой дождь из кубышки Нацфонда? Этот вопрос решали
на международном экономическом форуме «Казахстанская модель экономического
развития: новые вызовы и перспективы», состоявшемся в Астане на минувшей
неделе. Впервые спор о главном финансовом резерве страны велся вне стен
кабмина. Как минимизировать последствия падения доллара, укрепления юаня и
давления возросшей денежной массы на экономику? Эти вопросы находились в центре
внимания участников дискуссии.
Единство мнений было только в одном: государственная программа «30 корпоративных лидеров» поможет увести промышленность от ярко выраженной сырьевой направленности. Но вот подходы к решению проблемы финансирования проектов были различными.
Четко мысль была высказана, пожалуй, только председателем правления фонда устойчивого развития «Казына» Кайратом Келимбетовым. Экс-министр экономики предложил с участием международных донорских структур создать «пул» для кредитования среднего и малого бизнеса через коммерческие банки.
«В рамках программы мы должны не только реализовать системообразующие проекты с крупными компаниями, имеющимися в Казахстане, но и создать своего рода «фарм-клубы», то есть развивать малый и средний бизнес, - заявил Кайрат Келимбетов. - Мы хотели бы, объединив усилия «Казыны», Фонда развития малого предпринимательства, Евразийского банка развития, созданного Правительствами Казахстана и России, а также Европейского банка реконструкции и развития, сформировать соответствующий пул денег, который через банки второго уровня, на операторской основе можно было бы предоставить малому и среднему бизнесу».
Идея вызвана тем, что объемы финансирования малого и среднего бизнеса сократились, а банковские ставки увеличились. Кредиты стали недоступны большинству граждан Казахстана, в том числе и начинающим бизнесменам.
«Я думаю, что государство должно сыграть некую «антицикличную» роль, предоставив малому и среднему бизнесу в ближайшие два-три года соответствующие финансовые ресурсы с очень низкими ставками финансирования», - пояснил г-н Келимбетов. По замыслу экономиста, это, в свою очередь, породит новых корпоративных лидеров. И тогда они будут уже «не на единичной, а на системной основе возникать в экономике нашей страны».
В своем стремлении к поиску новых финансовых ресурсов для развития инноваций Кайрат Келимбетов пошел дальше. Экс-министр заявил, что руководство «Казыны» намерено добиваться рассмотрения правительством вопроса о возможности привлечения части средств Нацфонда к финансированию инвестпроектов внутри страны. «Думаю, что этот вопрос будет в ближайшее время вынесен на Совет экономической политики (СЭП), - проинформировал он журналистов в перерыве заседания. - Там, конечно, принципиально «да» сразу не скажут. Но задание исследовать этот вопрос, несомненно, поступит. Чего мы и добиваемся».
Сегодняшняя роль «фонда будущих поколений» сводится лишь к стерилизации излишков денежной массы. Направляя ее на мировой рынок ценных бумаг с высокими котировками, руководство страны сберегает этот ресурс на случай непредвиденных кризисных ситуаций. Но ситуация показывает, что нашей стране целесообразнее поступать по примеру соседней России, где накопленный таким образом капитал делят, непосредственно, на Стабилизационный фонд и Фонд национального благосостояния. Средства последнего используются на реализацию текущих программ и проектов.
Уже сегодня размеры Нацфонда превысили $20 млрд. По прогнозам специалистов, к 2010 году его капитал возрастет до $40-50 млрд. Разумеется, что такой капитал не может лежать без движения.
Экономист предлагает пустить деньги в оборот внутри отечественной экономики, в том смысле, что сегодня одним из главных рисков для Казахстана, помимо риска «перегрева» экономики и неэффективного использования средств бюджета, является риск «остаться сырьевой страной». «Мы должны оставить будущим поколениям наследие, но не в виде денег, а в виде активов инфраструктуры, промышленности и, самое главное, систем образования и здравоохранения», - убежден Кайрат Келимбетов.
Он уверен и в том, что внутренние ресурсы страны, - бюджета и Нацфонда, - способны на определенный период стабилизировать развитие казахстанской экономики. Особенно сейчас, когда уже не приходится рассчитывать на «длинные» кредиты зарубежных банков.
Иную, консервативную точку зрения высказала министр финансов страны Наталья Коржова. Глава Минфина критически относится к возможности использования средств Нацфонда для финансирования отечественных инвестпроектов. По ее мнению, на сегодня у институтов развития нет проблем с деньгами. Ежегодно государством пополняются их уставные капиталы. Однако «встречного движения» в виде роста новых, перспективных и адекватных рынку проектов пока не замечается.
«Первичным должен быть перечень проектов, под которые надо выделять дополнительные средства, - считает Наталья Коржова. - А на данный момент у нас получается так: вы нам дайте как можно больше денег, а под них придут проекты». Как финансист, она считает, что средства Нацфонда - «это те же недра, только в деньгах». Вкладывать их в проекты, которые завтра окажутся неокупаемыми – слишком большой риск. И в то же время…
«Сегодня мы уже находимся на таком уровне развития экономики, когда нам, как государству, интересно принимать участие в тех проектах, которые, безусловно, будут окупаемыми в будущем, например, в крупных нефтяных или газовых проектах, - полагает глава Минфина. – Вот, если в такой проект вложить средства Нацфонда…».
Впрочем, решать куда и как будут направлены средства Нацфонда - прерогатива Совета экономической политики и Главы государства. Политическое решение остается за президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.