USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96907.10$
-172.400

Кино без границ

В Алматы прошел кинофестиваль «Шакен жулдыздары»Традиционный международный конкурс молодого и дебютного кино – невероятное событ...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В Алматы прошел кинофестиваль «Шакен жулдыздары»

Традиционный международный конкурс молодого и дебютного кино – невероятное событие, особенно для творческой молодежи, перед которой кинофестиваль открывает большие возможности для профессионального роста. В этом году в отборочную комиссию VIII международного кинофестиваля «Шакен жулдыздары» поступило 240 заявок из 30 стран мира, из них для участия в конкурсе было отобрано 35 фильмов по нескольким секциям. Казахстан в конкурсной программе представляли 5 картин. Международное жюри кинофестиваля было сформировано из числа авторитетных режиссеров и сценаристов: Ираклий Квирикадзе (Грузия), Андрей Герасимов (Россия) и Ермек Турсынов (Казахстан). Кинолюбителей обрадовали своим приездом известные актеры театра и кино: Наталья Варлей, Сергей Гармаш, Нана Джорджадзе, Эвклид Кюрдзидис, Линда Нигматулина и многие другие.

Казахстанский кинематограф, как и кинематограф других республик бывшего Союза, безусловно, имеет историю, но, к сожалению, сегодня многие знают очень мало о том, что с ним происходит, считает известный российский актер Сергей Гармаш. Кинофестиваль как раз позволит всем поближе познакомиться с казахстанским кино.

«Мне нравится так много фильмов! За три дня сложно успеть посмотреть все», – сказал Эвклид Кюрдзидис. Напомним, что в этом году фестиваль проходил всего лишь три дня, а не пять, как в прошлом году.

Программа кинофестиваля действительно была насыщенной. Картины показывались в трех залах кинотеатра Silk Way City параллельно, поэтому приходилось выбирать. Атмосфера царила поистине дружеская и непринужденная: можно было примоститься на полу в ногах зрителей первого ряда – и вовсе не потому, что зал маленький, просто желающих посмотреть избранное кино не для широкого экрана было слишком много! И это безумно радует!

Помимо дебютных фильмов конкурсной программы, состоялся информационный показ: посвящение памяти Аскара Бапишева и «Ночь «Рожденных в СССР». Трилогия Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР» – уникальный проект: в съемках участвовали самые обычные советские дети из всех уголков огромной страны в возрасте 7 лет, потом – 14 и – 21 года. Удивительно, как меняется жизнь за 7 лет, какие сюрпризы порой преподносит судьба, как реагируют повзрослевшие дети на распад Союза. Трилогию представил Вячеслав Сачков, оператор второго фильма из цикла «Рожденные в СССР». «Режиссер этой картины – сама жизнь. Время встроилось в сюжет и само рисовало образ, хотя мы немного поучаствовали в этом. Во время первого фильма мы не относились к проекту серьезно», – вспоминал о своей работе над картиной оператор. Картина – портрет времени, портрет страны, ее с интересом изучают в университетах США.

Организаторы подобрали цикл фильмов и к 65-летию Великой Победы. В цикле «Шедевры мирового кино» были показаны легенды экрана: «Вестерплатте» (Польша, 1967) и «Мне было 19 лет» (ГДР, 1968). В специальном показе участвовал фильм режиссера Веры Глаголевой «Одна война» (Россия, 2009), уже получивший награды на нескольких фестивалях. Картина – о другой стороне войны, о женщинах с детьми от немецких оккупантов, живущих в суровых условиях на острове в ожидании победы, с приходом которой их ждет ссылка и, может быть, смерть. Для четырех из пяти героинь фильма эта работа стала дебютом.

Марина Сасина, автор сценария фильма, упомянула, что многие ее коллеги в Москве – выходцы из Казахстана, и рассказала об одном из фильмов совместного российско-казахстанского производства. На киностудии «Хорошо Production» для телеканала «Россия» снимался документальный фильм о том, как была побеждена чума. Главная героиня – профессор, доктор наук, прожившая в Алматы большую часть своей жизни, – искала лекарство от чумы. «Казахские и русские врачи работали в Кызылординской области во время эпидемии и победили чуму», – рассказала Марина Сасина о фильме, который, по ее мнению, заслуживает достойного внимания.

Ханс-Йохим Шлегель – историк кино, член Европейской киноакадемии, FIPRESCI и «Интерфильм» представил немецко-фашистский агитационный фильм «Мы едем в Германию». Г-н Шлегель озвучил малоизвестные факты о деятельности центрального кинообщества «Восток», созданного фашистами. Одной из главных фигур в организации был Альфред Розенберг, назначенный Гитлером в 1941 году представителем оккупационных властей на Востоке. Украинские националисты утверждали, что являются потомками готов, и Розенберг считал, что с ними «надо быть помягче». По плану фашистский Hollywood должен был базироваться в Ялте, но не случилось. Была создана киностудия в Риге, на которой работали латыши, а на киностудии в Киеве трудились украинцы и бывшие советские киноработники. Снимались различные научно-популярные фильмы и пропагандистские картины на тему «Германия – рай мирской» и «Гитлер – освободитель», в которых изображали «прекрасный мир бараков».

«Кино – важное оружие во время войны», – считает г-н Шлегель. Одна из особенностей фашистских агитационных фильмов – сентиментальность. Фильмы были переведены на славянские языки, эстонский и даже французский. Г-н Шлегель заметил, что в архивах до сих пор хранится информация о том, какие фильмы были показаны, и сколько человек их посмотрело.

Среди участников конкурсной программы – Польша, Германия, Турция, Израиль, Афганистан, Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан. По итогам кинофестиваля в секции «Молодое кино» победили «Мы смотрели телевизор» (режиссер Сергей Грознов, Россия, номинация «Игровое короткометражное кино»), «Алмаз» (режиссер Эльнура Осмоналиева, Кыргызстан, номинация «Неигровое полнометражное кино»), «Когда я выиграю миллион» (Анна Драницына, Россия, номинация «Неигровое короткометражное кино»). В секции «Дебюты» приз был присужден фильму «Другой берег» режиссера Георгия Овашвили (Грузия-Казахстан). В секции «Студенческое кино» лучшими стали: «Масло» (режиссер Серик Абишев, Казахстан, в номинации «Игровое кино: короткий метр») и «Стойбище» (режиссер Алижан Насиров, Кыргызстан, в номинации «Неигровое кино: короткий метр»). В секции «Международная панорама» («Кино по-взрослому») приз достался фильму «Яблоко из рая» режиссера Хомаюна Мурувата (Афганистан).

Гран-при кинофестиваля получил фильм «Девушки из торгового центра» режиссера Катаржины Росланиец (Польша). А специальный приз жюри кинофестиваля присужден фильмам: «Бинго» (режиссер Тимур Исмаилов, Голландия) и «Волчок» (режиссер Василий Сигарев, Россия).

Также был составлен список фильмов, рекомендуемых жюри для награждения специальными и общественными призами. Фильм «Момо – моя сестренка» режиссера Аталау Ташдикена (Турция) удостоился специального приза Дирекции кинофестиваля. Картина «Система жизни» Мадины Бакеевой (Казахстан) получила приз Народно-демократической партии «Нур Отан»; «Трасса-09» Олжаса Исаева (Казахстан) – приз АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова; «Жажда жить» Дарьи Емельяновой (Россия) – приз Союза кинематографистов Казахстана. Картина «Стойбище» Алижана Насирова (Кыргызстан) получила приз Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. «За неевроцентристский взгляд на межрасовые отношения» – такой приз получил фильм «Пересядьте, пожалуйста» (режиссер Лена Либерта, Германия) от независимого жюри журналистов.

Линда Нигматулина, актриса и певица, заметила, что сейчас в Казахстане имеется огромное число бюджетных и студийных запусков, но, по ее мнению, сравнивать Казахстан и Россию нельзя – «в Москве кинематограф работает, а здесь мы только учимся это делать». Тем не менее, у Казахстана есть огромный потенциал, а «Шакен жулдыздары» – это уже бренд. «Давайте все вместе сделаем наше кино громким и заметным в мировом кинематографе», – призывает актриса.

«Хорошее кино – хороший сценарий, как скоро появится сценарий – будет и кино, а талантливых режиссеров в Казахстане много», – уверен Эвклид Кюрдзидис.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
4944
Данияр Алшинов: Все больше частных инвесторов рассматривают кино как объект инвестирования

Известный казахстанский актер рассказал о своем новом проекте «Украсть свои деньги», а также о том, с какими трудностями сталкивается отечественная киноиндустрия

Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.