Кошелек или знания?
АВТОР

20.05.2010 • 21:12 1212

Кошелек или знания?

Альтернатива высшим учебным заведениям – принять или бороться

Многие эксперты в области образования считают, что традиционное четырехлетнее высшее образование будет сталкиваться с возрастающим числом проблем, главная среди которых – стоимость обучения (в ведущем университете США, например, стоимость четырехлетнего обучения достигает $200 тыс.). Даже государственные вузы становятся не по карману гражданам республики. В образовании, как и в здравоохранении, главной причиной небывалого роста цен является участие третьей стороны, которая оплачивает обучение. Также немаловажную роль играют правительственные гранты и доступные кредиты. Лишь немногие вузы предпринимают меры для обуздания роста цен. Но обычно колледжи, требующие меньшую, чем у конкурентов, плату за обучение, вызывают подозрение. Невольно думается, а не предлагают ли они менее качественные программы?

Максим Толмачев, директор отдела маркетинга Международной академии бизнеса, считает, что проблемы вузовского образования в мире не ограничиваются стоимостью обучения. Важными являются проблема качества образования, проблемы эффективного управления, вопросы международной аккредитации. Хорошее образование всегда стоило дорого. И эта тенденция в ближайшее время вряд ли изменится. Даже при наличии открытых источников и бесплатных ресурсов спрос на элитное вузовское образование (Гарвард, Оксфорд и т.д.) останется, поскольку студенты получают помимо знаний и многое другое, не менее полезное (престижный диплом – не самое важное). Г-н Толмачев не согласен с тем, что высокая стоимость обучения среди перечисленных проблем – самая главная.

«Если говорить о проблемах казахстанского образования, то основными являются высокая степень централизации и, как следствие, слабая связь с рынком труда и низкая прозрачность», – считает Максим Толмачев. Приведем в качестве примера государственные вузы: министерство образования и науки утверждает ректоров, которые подчиняются ему в управленческих, кадровых, финансовых и других вопросах. В итоге вузам не так важно мнение работодателя – они от него не зависят. Большинство европейских и американских высших учебных заведений устроено иначе – даже ректоры государственных вузов очень часто подчиняются не министерствам, а наблюдательному совету, куда входят, например, представители муниципалитета и самого университета. «Казахстанские заведения продолжают в комфортной неконкурентной обстановке выпускать специалистов, скроенных по прежним лекалам. Но цифры говорят о том, что такие выпускники не слишком нужны бизнесу. А ведь не секрет, что главным результатом и показателем качества образовательной деятельности являются достижения учащихся», – говорит г-н Толмачев. Если выпускник вуза не может элементарно устроиться на работу по специальности, то вопрос не в том, что обучение в этом вузе стоит дорого, а в целесообразности обучения в нем вообще.

Во многих вузах есть программы для студентов, у которых нет возможности учиться на коммерческой основе. Существуют программы для абитуриентов из социально неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, специальные конкурсы, которые позволяют лучшим студентам вуза учиться в течение года бесплатно или со скидкой – 25 – 50%. Конечно, студент при этом обязан подтверждать высокую академическую успеваемость, в противном случае право на скидку у него могут отнять. В вопросе оплаты обучения всегда можно найти компромисс.

В целом, если сравнивать стоимость обучения в казахстанских вузах и за рубежом, обучение в Казахстане стоит сравнительно недорого, в среднем 500 тысяч тенге в год – эта сумма сопоставима со среднегодовыми затратами на частный детский сад. Для среднестатистического казахстанца полмиллиона тенге – большие деньги. Но лучше переплатить и получить хорошие знания, чем гнаться за дешевизной. Хотя нередко бывает, что, заплатив хорошие деньги за обучение детей, родители из-за плохого качества предъявляют вполне обоснованные претензии высшему образованию в РК. «Различные модели образования, программы развития образовательных учреждений, новые технологии и методики обучения, авторские программы и педагогические эксперименты значимы лишь в той мере, в какой они реально обеспечивают необходимые учебно-личностные достижения детей. Какие бы высокие лозунги не провозглашала школа, общество дает оценку ее работы не по отчетам об инновациях, а по готовности к жизни ее выпускников», – считает г-н Толмачев.

В последнее время быстро развивается образование с использованием открытых источников информации (в результате сотрудничества большого количества людей можно создать ресурс, превосходящий коммерческие аналоги, например, всеми любимая Wikipedia). Сегодня многие работают над созданием и распространением бесплатных ресурсов: размещают в интернете видеозаписи лекций и электронные версии учебников для того, чтобы пользователи могли их скачать. Проблема общения с другими студентами также решаема: при поддержке Hewlett Foundation был создан университет взаимного обучения Peer2Peer University. Среди несомненных достоинств этой системы: быстрый академический прогресс тех, кто из ученика становится учителем: из позиции преподавателя человек часто лучше усваивает те знания и умения, которые не мог освоить ранее. Усвоенные знания после того, как были преподаны другим, становятся более глубоко понятыми и систематизированными. Кроме того, учащиеся параллельно осваивают социальные навыки помощи, поддержки, во взаимообучающемся коллективе растет уважение друг к другу и самоуважение, повышается самодисциплина и усвоение материала. Однако полностью заменить традиционное обучение система взаимного образования не в силах. Во-первых, необходим контроль за тем, как обучающиеся усвоили навыки и знания (информация может быть неверно понята или неправильно интерпретирована). Во-вторых, не для всех идеально подходит метод взаимообучения в группах: некоторым студентам необходимы помощь и внимание со стороны старшего наставника. «Я думаю, что сочетание двух систем благоприятнее для гармоничного развития обучающихся, чем доминирование одной из них», – говорит Максим Толмачев.

Пока в открытом доступе нет программ обучения, позволяющих получить научную степень, которую бы признали работодатели и академические заведения. Однако возможно, что скоро все это произойдет. Будут развиваться смешанные бизнес-модели в сфере интернет-образования: бесплатные материалы могут быть включены в платные программы обучения (коммерческие и некоммерческие), что позволит их правильнее структурировать, сделать более прозрачными и проверяемыми.

Однако существует проблема оценки знаний тех «студентов», которые получали образование из открытых источников. В этом заключается один из основных минусов такого обучения. У вузов есть два пути: либо не признавать образование из открытых источников, либо признать и наладить систему оценки и сертификации знаний таких студентов. При выборе второго варианта у вузов появится новое доходное поле деятельности.

«Нам стоит ждать в дальнейшем только увеличения количества открытых источников. Без сомнения, будет все больше желающих получать образование именно с их использованием – это гораздо дешевле, а самостоятельный поиск и исследование лишь добавят образованию ценность», – считает г-н Толмачев. Но, по его мнению, у вузов всегда будет возможность уйти от конкуренции с открытыми источниками. Ведь любые источники имеют свойство устаревать, и в век информации этот процесс протекает очень быстро. А вузы могут, гибко ориентируясь на изменения рынка, постоянно видоизменять, перерабатывать и даже полностью заменять программы обучения. Не всегда открытое образование будет успевать за этими изменениями. Будут те, кто пожелает получать самую свежую информацию из первоисточника – самого вуза. Разумеется, в этом плане больше шансов на выживание у так называемой «американской» модели образования, которую характеризуют гибкие двухуровневые программы, жестокая конкуренция, небольшое присутствие государства. И меньше – у «континентальной» модели, признаки которой – монолитные пятилетние программы, контроль государства над большей частью вузов, слабая вовлеченность системы образования в рынок. «Думаю, нет нужды говорить, какая модель пока превалирует в Казахстане. Поэтому у казахстанских вузов в ситуации, когда открытые источники начнут набирать обороты, положение будет незавидное», – полагает г-н Толмачев. Однако есть и положительные моменты – в РК за годы Союза в сознание людей были прочно «вбиты» определенные ценности. Одна из них – необходимость получения высшего образования для того, чтобы преуспеть в жизни. «Корочка» вуза является признаком социальной успешности студента и его родителей, причем, чем дороже и престижней корочка, тем успешней ее обладатель. О проверке наличия знаний никто уже и не вспоминает. Решение этой проблемы – в системе набора кадров как в государственные, так и в частные учреждения.

Получать образование из открытых источников можно при наличии нескольких условий: у студента должен быть опыт самостоятельного исследования, поиска, анализа и отбора учебных материалов. Это, как правило, не вчерашний выпускник школы, а человек, уже имеющий неплохое высшее образование. Вузы призваны, кроме всего прочего, давать учащимся навыки самостоятельной работы с материалом и формировать системный подход к огромному количеству информации в учебниках, интернете и т.д. И чтобы оценить объективно возможность такого обучения, нужно создавать систему сертификации знаний таких «студентов».

Вряд ли вузы и колледжи когда-либо выйдут из бизнеса. В этом году многие ведущие вузы США отметили рекордный приток абитуриентов. Но что, если у колледжа нет признанного бренда? И что, если университет не привлекает абитуриентов ни дешевизной, ни историей? Такие недифференцированные институты отдают себе отчет, что потерялись на фоне, с одной стороны, разрекламированных, состоятельных соперников, а с другой – на фоне современных, дешевых образовательных интернет-программ. Создание бренда – не единственный путь к решению проблемы, но он самый верный при выработке стратегии привлечения студентов в условиях, когда на рынке образования усиливается конкуренция. Вуз должен чем-то прославиться: академическим курсом или же географическим положением. Такой вуз будет чувствовать себя гораздо лучше, чем конкуренты, не сумевшие создать собственного бренда. Традиционный университет с известным брендом также может поработать над своим имиджем, прибегнув к лекциям в режиме on-line, электронным дидактическим материалам, квалификационным интернет-тестам и т.д.

Если бы университеты были точно уверены в том, что именно привлекает студентов, – не было бы проблем. Пока, к сожалению, студенты (особенно бакалавры) не оценивают вузы с точки зрения полезности академического курса или эффективности программ. Решение поступать в тот или иной вуз обусловливается общим представлением о престижности образования. Играют роль и соотношение «цена-качество», наличие в вузе необходимой данному студенту специальности (к примеру, финансы, учет и аудит, оценка и т.д.), возможность получать образование на иностранном языке, возможность учиться за рубежом по программам обмена, наличие зарубежных преподавателей и другие причины вплоть до географического расположения вуза. Наличие каких-либо особенных программ или курсов играет роль для тех, кто получает МВА или DBA-образование.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

обучение университеты стоимость обучения Максим Толмачев

20.05.2010 • 21:12 1212

Поделиться
Кошелек или знания?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus