Чего ждать от заседания ОПЕК+
Прибережет ли картель свой главный козырь?Продлят ли договоренности о сдерживании добычи нефти на определенный срок — например, на три месяца, с марта до июня следующего года, как предлагают Россия и Саудовская Аравия? Это один из тех вопросов, которые волнуют мировое нефтяное сообщество больше всего. Не исключено, что он может быть вынесен на повестку дня на заседании мониторингового комитета ОПЕК+. Представители картеля и стран, не входящих в него, соберутся в Вене 21 сентября.
Насколько вероятно обсуждение этого вопроса, какие еще проблемы могут быть затронуты на предстоящей встрече, принятия каких решений стоит ожидать — эксперты прокомментировали для делового еженедельника «Капитал.kz».
Воспользуются ли опцией?
Идею продлить соглашение еще на три месяца Россия и Саудовская Аравия выдвинули этим летом и, согласно некоторым источникам, обсуждали ее с другими нефтяными игроками. При этом Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации, назвал продление договоренностей лишь возможной опцией.
«Будет ли предложение России и Саудовской Аравии принято 21 сентября в Вене — большой вопрос, так как предыдущие знаковые решения ОПЕК+ старался принимать в условиях снижения цены ниже $50. Это являлось своего рода определенной поддержкой нефтяным ценам. Так что, на мой взгляд, картель может приберечь этот козырь именно на такой случай», — считает Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам».
Отвечая на вопрос, как итоги заседания мониторингового комитета и принятые или непринятые им решения могут отразиться на рынке, эксперт отмечает, что все будет зависеть от того, на каком ценовом уровне на момент принятия решения будет находиться баррель. «К примеру, если 21 сентября котировки Brent будут торговаться около $55, то ОПЕК не будет принимать решение, а если, к примеру, котировки упадут ниже $50, то вероятность принятия решения повысится», — поясняет спикер.
По мнению Михаила Мащенко, аналитика социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ, из всех крупных экспортеров сырья лишь Садовская Аравия действительно готова сокращать объемы. Однако, отмечает эксперт, «вовсе не просто так». «В следующем году ожидается IPO государственной Saudi Aramco, имеющей все шансы стать компанией с самой большой капитализацией в мире — более $1 трлн, согласно некоторым подсчетам. Продать иностранцам намерены только 5% акций, но и это должно принести в бюджет страны солидные деньги, которые планируется потратить на диверсификацию экономики. И все это возможно только при высоких ценах на нефть», — объясняет собеседник аргументы крупнейшего игрока.
Ни закончить, ни продолжить
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, приводит данные Министерства энергетики РФ: за первое полугодие 2017 года избыток запасов нефти в мире снизился на 350 млн барр. «Но достижение цели соглашения все еще под вопросом», — комментирует эксперт.
Международное энергетическое агентство, продолжает он, дает такую информацию: во втором квартале 2017 года поставки нефти в мире составили 98,1 млн барр./сут. при спросе в 97,4 млн барр./сут., в июле предложение повысилось на 0,52 млн барр./сут. «Такое соотношение во многом связано с увеличением добычи нефти в США — она превысила 9,5 млн барр./сут. И также с увеличением добычи в ОПЕК на 0,23 млн барр./сут., до нового рекорда 2017 года в 32,8 млн барр./сут.», — поясняет собеседник.
Кроме того, по словам Марка Гойхмана, обязательства по сокращению ОПЕК+ выполнялись лишь на 75% в июле. А Ливия и Нигерия, освобожденные от квот, нарастили добычу на 0,7 млн барр./сут. с марта 2017 года. Однако возможности наращивания добычи уже ограничены: Ливия может добывать больше текущего уровня примерно на 0,3 млн барр./сут., Нигерия — на 0,2 млн барр./сут. и даже США — лишь на 0,5 млн барр./сут. При этом спрос на нефть по прогнозу МЭА повысится на 1,4 млн барр./сут. — до 99 млн барр./сут. в 2018 году.
«Поэтому на сентябрьском заседании будет вновь изучаться ход выполнения соглашения, но вряд ли будут приняты решения о его окончании или продолжении. При этом ОПЕК+ будет держать рынок в напряжении, выдавая словесные посылы о реальной возможности его продления. Ведь приведенные цифры показывают, что при окончании действия пакта добыча вновь существенно превысит спрос. Это свело бы на нет все многомесячные усилия ОПЕК+ по стабилизации цен, которые дают свои реальные результаты», — комментирует Марк Гойхман.
Ливия, Нигерия и… США
Еще один вопрос — Ливия и Нигерия, этим членам картеля было разрешено не участвовать в соглашении для того, чтобы они могли восстановить добычу, пошатнувшуюся из-за военных действий. Объемы нефти, получаемые этими странами, стали смущать рынок: прирост добычи в странах ОПЕК, согласно отчету организации, увеличился в июле в первую очередь за счет Ливии (плюс 154 тыс. барр./сут.) и Нигерии (плюс 34 тыс. барр./сут.), свой вклад внесла и Саудовская Аравия. В общей сложности в июле участники картеля поставляли 32,869 млн барр./сут. — на 173 тыс. барр./сут. больше, чем месяцем ранее. Вклад Ливии и Нигерии в производство нефти необходимо пересмотреть — такое мнение недавно высказал Эулохио дель Пино, министр нефти Венесуэлы.
Говоря о том, какое решение может быть принято по Ливии и Нигерии, Сергей Дроздов предполагает, что, скорее всего, в вопросе Ливии и Нигерии все останется без изменений. «Ливия в частности понесла огромные потери из-за гражданской войны, и страна нуждается в притоке валюты, и экспорт нефти для нее является основной статьей дохода», — аргументирует эксперт.
Марк Гойхман отмечает, что Ливия и Нигерия могли бы присоединиться к текущему соглашению при условии, что их квоты будут соответствовать возможным предельным максимумам добычи.
Для того чтобы баланс спроса и предложения на мировых рынках был восстановлен, не так важно участие Ливии и Нигерии, как самого активного игрока — США, считает Михаил Мащенко. «А, как известно, эта страна принимать участие в соглашении не собирается и использует каждый рост котировок, произошедший благодаря воздержанию ОПЕК, как возможность еще сильнее увеличить добычу. Это замкнутый круг», — говорит он.
Так что стоимость нефти, по его мнению, в долгосрочном периоде имеет все шансы на дальнейшее падение вплоть до значений июня текущего года (в июне максимум превысил $51, минимум — меньше $44,5, — прим. ред.). Серьезным «аргументом» против этого может стать внезапное увеличение закупки сырья азиатским регионом, поясняет Михаил Мащенко. А всевозможные заседания и пресс-конференции могут лишь оказывать краткосрочное влияние на котировки, зависящие от настроений спекулянтов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.