Сделка ОПЕК+: особый путь Казахстана
Какую стратегию выбрала республика?Казахстан занял идеальную позицию – цены на нефть растут, сделка с ОПЕК+ подписана, но сам Казахстан не спешит исполнять ее условия, только наращивая добычу на основных месторождениях по сравнению с прошлым годом. Сделки ОПЕК+ никогда не отличались высокой степенью исполнения, а поэтому и шанс, что нас как-то накажут за это – минимален.
В результате рекордного сокращения ОПЕК+ и естественного сокращения добычи в США цены на нефть взлетели до $43 за баррель в пике. Оптимизма ценам добавляет и восстановление потребления в Китае, который первым пострадал от эпидемии коронавируса. По заявлениям официальных властей Поднебесная восстановила уже более 90% от уровней потребления до ввода карантина. Несмотря на это – ОПЕК+ и Казахстан согласовали дополнительное сокращение на июль, хотя раньше планировалось, что только май и июнь пройдут под знаком 23% сокращения.
Всего же в мае Казахстан сократил добычу нефти и газового конденсата на 10%, до 1,69 млн баррелей в сутки. Тогда как обязался снизить добычу нефти на 23%. При этом на самом деле Казахстан сократил еще меньше – так как изначальный уровень, с которого планировалось сокращение, был определен ОПЕК+ в 1,709 млн баррелей в сутки, а фактически на конец прошлого года составлял 1,949 млн баррелей.
В итоге согласно отчетам министра энергетики Нурлана Ногаева на заседании правительства основные месторождения вообще нарастили добычу в сравнении с прошлым годом – на Тенгизе добыто 12,4 млн тонн нефти, что составляет 99% к соответствующему периоду 2019 года. На Кашагане – 7,1 млн тонн или 165%, на Карачаганаке – 5,2 млн тонн или 104%. Экспорт нефти составил 31,4 млн тонн. При этом министр обещает, что недосокращение, а где-то и увеличение добычи нефти Казахстан планирует в августе и сентябре. Просто напомню, что с августа по декабрь нас ждёт вторая фаза сокращения – на 18%, а с января 2021-го по апрель 2022 года – третья – на 14%.
Еще один немаловажный факт, который говорит в пользу выбранной стратегии недосокращать со стороны Казахстана – часть нашей нефти продается теперь под маркой Urals, которая и до этого торговалась выше CPC Blend, а в мае и вовсе побила рекорд. В последнюю неделю мая стоимость Urals выросла до $36,7 за баррель, а премия увеличилась до $2,3 за баррель. В Средиземноморье премия на Urals составила $2,8, а цена барреля – $37,2.
В итоге Казахстан выбрал самую верную стратегию – сокращая недосокращать, так как при полном выполнении принятого перед ОПЕК+ объема сокращения – он должен был лишиться одной трети или 32% всей добычи и вернуться к уровням 2008 года, что даже хуже отразилось бы на экономике, чем просто низкие цены на нефть. А сейчас мы имеем цены на нефть в два раза выше прогнозируемых правительством, продаём свою нефть дороже, чем раньше, и несильно сократили добычу. Остается надеяться на то, что всегда невысокая дисциплина выполнения сделок ОПЕК+ сыграет на руку и Казахстану ничего не будет за это недосокращение.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.