Отказ от гастарбайтеров в России подстегнет рост цен
Использование низкооплачиваемого труда иммигрантов - один из немонетарных способов этого, считает BloombergРоссия испытывает огромный дефицит рабочей силы. Страна нуждается в дешевой рабочей силе, которую невозможно найти внутри страны, рассказал в разговоре с Bloomberg директор программы экономической политики Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
Иммигранты не только чистят московские улицы, но и играют ключевую роль в производстве, розничной торговле и сфере услуг. В ресторанной индустрии кухонный персонал из таких стран, как Кыргызстан, Таджикистан и Грузия, остается в течение многих лет, отправляя большую часть своих денег домой, говорится в тексте статьи.
Резкое снижение цен на нефть и введенные в 2014 году антироссийские санкции сопровождались падением потока иммигрантов. Число приезжающих в РФ узбеков сократилось на 21%, а таджиков — на 11%, киргизов — на 5%. Однако с тех пор показатели миграции пошли вверх. По данным Всероссийской академии внешней торговли и Института экономической политики имени Гайдара, в 2015 году в страну прибыла 161 тыс. иностранцев, в 2016 году — 196 тыс.
«Если вывезти мигрантов, которые составляют 15% российской рабочей силы, то их будет невозможно заменить», — считает Андрей Мовчан.
Для привлечения рабочих из местного населения на такие рабочие места потребуется повышение заработной платы, а это приведет к повышению цен и негативно отразится на процессе восстановления экономики страны, пишет Bloomberg.
«В прошлом году продажи рабочих мест в Москве выросли на 10%. По данным Всемирного банка, большинство иммигрантов из стран бывшего Советского Союза, таких как Таджикистан и Кыргызстан, доказали свою полезность для всех участников. Эти две страны возглавляют список стран с мировым экономическим уровнем, которые полагаются на денежные переводы», — говорится в тексте.
Ограничительная иммиграционная политика в Европе и США основана не только на страхе перед экономическим перемещением иностранцев, но и перед терроризмом. В России они тоже есть, но не настолько громко озвучиваются. В феврале Владимир Путин сказал, что в Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) в Сирии вступило 5 тыс. человек из бывших советских страны, а в 2016 году сотрудники Федеральной службы безопасности арестовали по меньшей мере две группы иммигрантов, подозреваемых в заговоре с целью нанесения ударов по российской территории. Тем не менее правительство в феврале объявило, что 200 тыс. ранее депортированных таджиков будут допущены в Россию.
«Путин был осмотрительным, когда речь заходит об исламском экстремизме. В России проживает около 9,4 млн мусульман, которые составляют 6,5% населения. Ислам также был провозглашен одной из четырех коренных религий в России», — сказано в статье.
По словам Андрея Мовчана, популистские антииммигрантские настроения и обыски во время полицейских рейдов — обычные явления в России. Однако экономические рычаги воздействия на ситуацию всегда имеют больше влияния. 2010 году в ответ всплеск миграции были введены разрешения на работу для приезжих граждан. На сегодняшний день для ежемесячного разрешение на работу иммигранты должны сдавать языковой тест, который стоит 70 долларов США или более 4 тыс. рублей. Это серьезная для них сумма при среднем заработке в 400 долларов в месяц. По данным правительства РФ, в 2015 году было выдано около 1,73 млн разрешений.
Не все мигранты нуждаются в разрешении. Работникам из Кыргызстана, Казахстана и Армении оно не требуется, так как они вступили в Таможенный союз.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.