Как Yandex.Cloud поможет в развитии бизнеса?

Генеральный директор платформы Алексей Башкеев также рассказал, как компании могут сэкономить за счет облака

Пандемия по-разному повлияла на компании: каким-то отраслям приходится выживать, а другие – фиксируют пик продаж и рост клиентской базы. И тем и другим могут быть выгодны облачные технологии, - рассказывает генеральный директор облачной платформы Yandex.Cloud Алексей Башкеев. Платформа выходит на рынок Казахстана и предлагает клиентам за счет новых технологи найти резервы для масштабирования проектов, перезапуска бизнеса, контролировать затраты на IT, работать с огромным массивом данных. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Алексей Башкеев также рассказал о других возможностях облака и причинах, по которым Yandex.Cloud заинтересовался рынком Казахстана.

- Алексей, что из себя представляет платформа Yandex.Cloud? Как она может быть полезна бизнесу?

- Yandex.Cloud – это сложные информационные технологии, которые любая компания может использовать как набор простых сервисов для решения своих задач по развитию.

У облачных сервисов есть преимущества: начать использовать их можно практически сразу, когда появляется необходимость. То есть, если завтра вам нужно запустить в работу десять новых серверов, чтобы онлайн-магазин продолжил работать под наплывом клиентов, то можно сегодня подключиться к облаку, выбрать нужные параметры виртуальных машин и пережить пиковую нагрузку.

В облаке можно миновать доставку, установку, настройку – все это мы делаем по кнопке без дополнительных усилий со стороны клиентов. При этом, если оказалось, что после первого пика нагрузки для вашего проекта нужны не десять, а восемь машин, то в облаке в один клик можно остановить лишнее потребление и не платить за неиспользуемые мощности.

Но виртуальное «железо» – это не то, чем можно удивить в облачных технологиях. Сегодня мы можем гораздо больше. Облако – не отдельные технологии, а система, конструктор взаимосвязанных сервисов, которые уже  максимально готовы к применению в конкретных проектах по развитию бизнеса. Например, стоит задача: сделать систему выгодных предложений клиентам, чтобы подсказывать им лучшие варианты покупок, быстро отрабатывать запросы и пожелания по подбору покупок. Используя только виртуальные серверы, все остальное пришлось бы делать самостоятельно. Понадобятся инструменты управления инфраструктурой, базы данных, дополнительные сервисы вплоть до среды разработки моделей машинного обучения.

А в Yandex.Cloud все это можно получить сразу, как готовые сервисы. Настроить их на решение именно вашей задачи, протестировать, внести изменения, добиться нужного результата и запустить весь проект в боевом режиме.

Причем мы, на стороне платформы, сможем взять на себя  очень много рутинных и глубоко инфраструктурных задач по обновлению, настройке, обслуживанию. В договоре с компанией мы указываем, что берем на себя часть ответственности за ее стабильную работу, защиту и безопасность данных.

- Каким отраслям бизнеса будут более полезны облачные технологии?

- Любой бизнес, который нацелен на рост и развитие, может решить часть своих задач через облако. Облака помогают справиться с ростом нагрузки на онлайн-сервисы, обеспечить инструментами и ресурсами разработку, упорядочить работу с данными, начать использовать технологии машинного обучения, искусственного интеллекта.

Мы видим, как компании, которые начали применять облака, уже находятся на новом этапе развития: процессы становятся быстрее, затраты на ИТ прозрачнее, бизнес начинает принимать больше решений на основе данных, новые технологии становятся доступнее.

В целом по отношению к облакам бизнес можно разделить на три сегмента. В первом – компании, которые изначально стартовали с цифровыми продуктами. Они, как мы говорим, «рождены в облаке», и для них использование облака – это естественная часть работы. Для них мы фокусируемся на новых разработках, уникальных решениях, партнерских программах.

 Второй бизнес-сегмент, которому нужны облака, – это организации, которые появились задолго до облачных технологий. Например, те, чей бизнес старше интернета и кому надо срочно перестраиваться, выращивать цифровую экспертизу.

По нашему опыту в России, более востребовано облако у  ретейла и финтех-компаний. Эти участники рынка запускают отдельные проекты и строят целые платформы данных с помощью облака. В производстве и промышленности внедрение облаков идет медленнее. В этих отраслях циклы перехода на новые технологии традиционно более длинные. Но и здесь у нас уже есть клиенты, которые успешно применяют облака для нефтегазовой отрасли, цифровизации в тяжелой и легкой промышленности. Облака применяются и в медицине, и в науке, образовании.

В третьей группе компании-разработчики. Для них мы удобный партнер с выгодными ценами, продвинутыми технологиями, возможностями для ИТ-экспорта через наш маркетплейс.

- Сколько сервисов в составе Yandex.Cloud? Все они будут доступны в Казахстане?

- Сейчас в платформу входит 38 сервисов, в дальнейшем их будет больше. Если посмотреть на бизнес-задачи, которые они могут решить, выделяем пять больших групп.

«Базовая инфраструктура и сеть» – сюда входит все, что связано с виртуальными машинами, дисками, инструментами управления сетями. «Машинное обучение» – облачные сервисы на базе собственных технологий Яндекса: синтез речи, машинный перевод, компьютерное зрение. «Платформа данных» – экосистема облачных сервисов для полного цикла работы с данными: хранение, анализ, управление. Четвертая группа «Автоматизированное управление контейнерами» – это сервисы для разработки, в том числе суперпопулярный Managed Kubernetes. И, наконец, наш маркетплейс – онлайн-витрина приложений для бизнеса.

В Казахстане будут доступны все сервисы и текущие и новые. В течение 2021 года  планируем адаптировать голосовой сервис SpeechKit специально для казахского языка. Этот сервис уже тестируем с некоторыми клиентами. С его помощью можно автоматизировать колл-центры, создавать голосовых помощников, дополнительные фичи в приложениях. Также уже доступны геослои для Казахстана в сервисе визуализации и анализа данных DataLens. Это обобщенные, социально-демографические данные  по крупным городам Казахстана, которые можно использовать в бизнес-планировании.

- Может ли облако помочь компании сэкономить?

- Да, например, Yandex.Cloud поможет сэкономить от 30 до 50% бюджета  на IT. Доля сэкономленных средств будет зависеть от сценария применения облака.

По сравнению с «большой тройкой» глобальных игроков, предлагающих облачные технологии.

Мы предлагаем фиксированные на год цены в национальной валюте. В Казахстане – в тенге. Наша поддержка работает на русском языке и экономит время клиента, а команды инженеров из России и Казахстана лучше понимают потребности бизнеса.

- Какие крупные компании уже пользуются вашей облачной платформой?  

- В 2020 году количество таких клиентов, использующих эту платформу, выросло более чем в два раза. А объем потребления ими сервисов Yandex.Cloud вырос почти в пять раз. Крупными потребителями этого облачного сервиса являются 270 компаний. Это сеть Леруа Мерлен, Ozon, М.Видео.

- Может ли облако быть полезным для физлица?

- Конечно, любой разработчик может воспользоваться инструментами уровня крупной корпорации: от графических ускорителей до среды машинного обучения. Каждый «домашний проект» можно протестировать, доработать и даже запустить в прод. Напомню, что у нас есть программа поддержки цифровых проектов Yandex Cloud Boost: в облаке можно получить пробный период, подать заявку на участие в программе акселерации. 

- Почему вы решили запустить свой облачный сервис в Казахстане именно в 2021 году? Это как-то связано с коронакризисом?

- Коронакризис не только открыл какие-то новые тренды, но и обострил те, которые созрели несколько лет назад. То, что онлайн-потребление и коммуникации будут играть ключевую роль, а для работы с клиентами и сотрудниками компаниям нужно создавать цифровые продукты – не новость 2020 года. Многие в этом направлении шли давно, теперь многие побежали. Стало понятно, что только за счет внутренних ИТ-ресурсов качества и скорости развития не получится, нужно приходить в облако, брать новые сервисы, пробовать, ставить эксперименты и быстро. Число наших российских клиентов выросло за 2020 год в два раза, потребление сервисов платформы – почти в 5 раз. Яндекс выделил нас из экспериментального направления в самостоятельный бизнес-юнит, а мы изначально закладывали в стратегию планы выйти за пределы одной страны. Настало время реализовать эти планы.

- Расскажите о самых крупных своих конкурентах? Какова доля Яндекса на рынке облачных технологий? 

- Очевидно, что Yandex.Cloud напрямую конкурирует с облачными продуктами Microsoft, AWS, Google, AliCloud. Чтобы это получилось, мы должны за год проходить путь, который эти участники рынка проходили за 3-5 лет. Мы готовы к этому, видим, куда надо расти. У нас есть преимущества: сейчас мы можем стать гораздо ближе к нашим клиентам из России и Казахстана. У нас есть для этого техническая база, общее культурное пространство, мы видим и понимаем задачи роста российских, казахстанских клиентов.

Больше сложностей мы видим в том, что многие компании не готовы меняться, они не готовы использовать инфраструктуру сторонних разработчиков. Здесь все облачные провайдеры в одной лодке. Нам предстоит много сделать, чтобы обеспечить и доказать удобство, выгоду и безопасность применения облака наравне с собственной инфраструктурой. 

- Вы сотрудничаете с Министерством здравоохранения Московской области. Планируете ли вы сотрудничать с нашими госорганами?  

- Мы готовы работать со всеми. Облака востребованы практически во всех крупных проектах государства – в медицине, образовании, науке. При этом именно государственные организации сталкиваются с организационными сложностями, ограничениями. Мы участвуем в совместных проектах в России, готовы делать это и в Казахстане.

- Как защищена информация, хранящаяся на облаке?

 - Платформа соответствует местным и международным нормам защиты и безопасности информации (ISO, GDPR). Также в маркетплейсе доступны дополнительные сервисы от ведущих разработчиков. Мы находимся в постоянном развитии – внедряем дополнительные стандарты, вместе с международными аудиторами подтверждаем соответствие. Например, в 2021 году мы уже подтвердили соответствие стандарту безопасности работы с платежными данными (PCI DSS).

- Какие тарифы для пользователей будут действовать в Казахстане?

- Цены будут аналогичны российским. Но они будут зафиксированы в тенге. Если сравнивать цены Yandex.Cloud c предложениями «большой тройки» облачных провайдеров, то наши цены ниже на 30-50%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤