Президент ознакомился с цифровыми проектами «Казахтелекома»

Все они реализованы с помощью инструментов аналитики больших данных

В четверг, 11 февраля в ходе форума фонда «Самрук-Казына» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ознакомился с рядом цифровых проектов АО «Казахтелеком», реализованных на платформе Big Data-аналитики. Эти решения применяют в разных сферах: обеспечении общественной безопасности, планировании бюджета, противодействии «серой экономике». 

Аналитика Big Data позволяет оптимизировать и автоматизировать процессы, принимать оперативные решения, сокращать время и ресурсы для выполнения рутинной работы. Фонд «Самрук-Казына» реализует политику по разработке и применению новых высокотехнологичных инструментов, и в этом активно участвует компания «Казахтелеком» (входит в состав ФНБ «Самрук-Казына»). Одну из разработок компании широко применяли в прошлом году в Алматы для борьбы с распространением коронавируса. Была создана система, которая в режиме реального времени с помощью обезличенных данных абонентов мобильной связи могла отслеживать внутреннюю миграцию населения, автоматически сопоставляла эти перемещения со статистикой заболеваемости COVID-19 в разных частях мегаполиса. Это позволяло выделить районы потенциальных вспышек заболевания, и городские власти могли вовремя предпринимать превентивные меры. Затем эту систему интегрировали с системой видеонаблюдения в местах массового скопления граждан, что позволило значительно увеличить показатели соблюдения масочного режима со стороны населения. Например, в автобусах на самых популярных и загруженных маршрутах коэффициент соблюдения масочного режима пассажирами вырос с 45% до 65%. Система позволила решить еще одну задачу: власти города и руководители автопарков могли оперативно принимать решения об увеличении количества автобусов в моменты пиковой нагрузки, чтобы пассажиры могли соблюдать социальную дистанцию.

Фото: Kazpravda.kz

«Аналогичные решения для обеспечения безопасности жителей города система позволяет принимать и в других местах массового посещения, например, в супермаркетах и больницах. Система неплохо зарекомендовала себя в прошлом году в Алматы, и теперь происходит ее масштабирование в других регионах: в частности, в настоящее время эта платформа используется в 39 медицинских учреждениях Карагандинской области и на пассажирских автобусных линиях в Кокшетау. Этот проект стал частью той работы, которую наша компания на протяжении нескольких лет проводит в рамках дальновидной политики нашего основного акционера – фонда «Самрук-Казына» по насыщению рынка страны эффективными отечественными технологиями», - отметил председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Инструменты Big Data активно и эффективно используют в обработке фискальных данных. Эти решения особенно важны с точки зрения государственного управления и планирования бюджета в периоды турбулентности экономики и ее последующего восстановления. «Казахтелеком» является казахстанским оператором фискальных данных и может агрегировать данные обо всех покупках, совершаемых в стране, и фиксировать в автоматическом режиме все негативные явления на рынке, чтобы выявлять резкие скачки цен на продукты и медикаменты и принимать точечные меры по решению проблем. Такая аналитическая платформа позволит прогнозировать сценарии развития экономической ситуации как в стране в целом, так и в каждом отдельно взятом регионе. На основе фискальных данных, получаемых от каждой торговой точки, можно составить точную картину покупательской активности в каждом магазине в разрезе времени (время суток, день недели, месяц) или динамики спроса на конкретную продукцию. Таким образом, ОФД-аналитика становится интересной и для бизнеса: предприниматель может рационально задействовать штат сотрудников и скорректировать систему поставок товаров.

«Фискальные данные в отличие от статистики уплаченных налогов позволяют лучше и детальнее анализировать экономическое поведение бизнеса в городе, - пояснил  Куанышбек Есекеев. - Например, с их помощью можно оценивать, насколько жители отдельных районов обеспечены услугами или товарами, анализировать наиболее пострадавшие сегменты бизнеса и планировать меры восстановления или развития городской экономики. На сегодняшний день проект ОФД функционирует на всей территории Республики Казахстан, без преувеличения, мы можем утверждать, что анализируем каждый фискальный чек налогоплательщиков. Это полномасштабное использование Big Data на национальном уровне», - подчеркнул он.

Касым-Жомарту Токаеву продемонстрировали еще одно цифровое решение компании - систему маркировки и прослеживания табачной продукции. Она позволяет отследить весь цикл движения товаров от производителя до конечного потребителя с помощью Data matrix кода. Код надежно защищен от подделки и содержит в себе информацию о производителе каждой партии сигарет, оптовых и розничных продавцах. Считать информацию можно с помощью специальных сканеров, фиксируя каждую последующую наценку на товар. Проверить происхождение товара может и покупатель, для этого надо скачать бесплатное мобильное приложение, разработанное «Казахтелекомом». Маркировку товара вводят для того, чтобы очистить рынок от контрафактной и контрабандной продукции. Напомним, обязательная маркировка сигарет введена в Казахстане с 1 октября 2020 года, немаркированный товар надо реализовать до 1 октября 2021 года, после этого немаркированная продукция будет считаться контрафактом. На данный момент в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано 17 тыс. пользователей, еженедельно в системе регистрируются более 300 новых представителей бизнеса. Вслед за табачными изделиями систему маркировки вводят для других видов товаров, доля теневого оборота по которым является критичной как для государства, так и для добросовестных производителей. В частности, речь идет о рынке обуви, где в 2019 году объем теневого рынка (34 млн пар) практически сравнялся с объемами официальных продаж (36,5 млн пар). В пилотном проекте приняли участие 5 казахстанских производителей и 16 импортеров, было промаркировано более 2 тыс. пар обуви. Во второй половине 2021 года маркировка обуви станет обязательной.

Применение системы маркировки очень важно на рынке фармпрепаратов. Пилотный проект стартовал в прошлом году и продлится до 31 марта 2021 года. В нем принимают участие 4 казахстанских производителя лекарств, 2 импортера, 2 дистрибьютора, 3 аптеки и 4 медучреждения. В рамках пилота кодом DataMatrix уже промаркированы и зарегистрированы в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров почти 50 тыс. упаковок препаратов разных видов. Введение обязательной маркировки лекарственных средств для всех участников оборота данной группы товаров в Казахстане планируется в 2022 году. В настоящее время в стране также тестируют систему маркировки алкоголя и молочных продуктов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤