Пять трендов в мобильных технологиях
Рынок мобильных разработок оценивается в 176 млрд долларовПривычная жизнь все больше уходит в онлайн, поэтому смартфоны и мобильный интернет становятся все важнее. Благодаря им люди не только получают доступ к информации, но и могут пользоваться базовыми услугами: социальными, финансовыми и медицинскими. По данным исследования, проведенного аналитической компанией Pew Research Center, у 59% опрошенных взрослых людей в мире есть смартфон, общее количество умных телефонов достигло 3,2 млрд устройств. Это открывает большие возможности для бизнеса, поскольку взаимодействие с клиентами, коммуникации с рынком и маркетинг уходят в онлайн, а люди все чаще предпочитают выходить в сеть с помощью смартфонов. Специалисты казахстанской экосистемы Aitu провели исследование и узнали, в каком направлении будут развиваться мобильные технологии в ближайшее время и как казахстанскому бизнесу оседлать эти тренды.
Супераппы, экосистемы и мини-приложения
В 2017 году владельцы смартфонов в среднем устанавливали до 12 новых приложений в год, в этом году – 4. Одна из причин: высокая доля бюджетных смартфонов, на которые нельзя установить много приложений. Это стало причиной формирования тренда на создание суперприложений (супераппов), экосистем, построенных в одно приложение, внутри которого много разных мини-сервисов.
«Пользователям не нужно устанавливать множество приложений, ведь все нужное есть в одном месте, а бизнесу не обязательно тратить деньги на разработку и продвижение своего приложения. Намного проще, дешевле и эффективнее за несколько дней разработать мини-приложение внутри экосистемы и таким образом получить доступ к аудитории», – прокомментировал руководитель платформы Aitu Александр Денисенко.
Таким образом, формат мини-приложений внутри экосистемы позволяет бизнесу привлечь новых пользователей, повысить узнаваемость, лояльность к бренду, удержать имеющихся пользователей, улучшить клиентский опыт и получить дополнительную прибыль.
Тренд на супераппы появился в Азии, затем перешел в страны СНГ и Восточной Европы. Сегодня их используют компании во всем мире: Facebook, Google, Тинькофф, Сбербанк и т.д. В Казахстане по этому пути пошли Kaspi и экосистема Aitu.
«В ближайшие 10 лет тренд на суперприложения будет усиливаться, а крупные экосистемы будут аккумулировать внутри себя большие аудитории и бюджеты», – добавил Александр Денисенко.
AR и VR
Долгое время технологии AR и VR оставались исключительно нишевыми. Несмотря на большой интерес к инновации на старте, спрос постепенно угас, а количество приложений, использующих технологию, оставалось небольшим. Однако за последние несколько лет многое изменилось. Во-первых, свои инструменты для разработки мобильных приложений на основе AR и VR выпустили Google и Apple. Во-вторых, вырос спрос на технологии среди потребителей. В том числе и благодаря индустрии мобильных и видеоигр. В-третьих, разработка таких приложений упрощается, что экономит бюджет.
Технология актуальна для индустрии развлечений, однако, как показывает опыт, она полезна и для бизнеса. По данным опроса GridRaster, у 29% компаний, которые используют AR и VR, на 25% выросла производительность, а 61% компаний сократили расходы на 20%. Сценариев использования технологии множество: от дополненной реальности в промышленности и сборке техники – до проектирования, визуализации, ремонта и обучения. По данным Statista, этот рынок уже достиг $17 млрд и будет активно расти в ближайшие несколько лет.
Мобильные платежи и электронные кошельки
В развивающихся странах, где большинство людей впервые вышли в сеть со смартфонов, как правило, низкое проникновение пластиковых карт и банковских услуг. Благодаря этому там популярны электронные кошельки и мобильный банкинг, которые заменили привычные способы оплаты услуг и товаров.
«Порог вхождения в банковскую экосистему может быть высоким: нужны кредитная история, банковский счет и пластиковая карта. В странах же, где мобильный интернет и смартфоны стали дешевым и простым способом доступа к сети, людям проще зарегистрировать электронный кошелек, прикрепленный к телефону. Это быстро, легко, бесплатно и никуда не нужно идти», – отметил Александр Денисенко.
Тренд на мобильные платежи и постепенный отказ от пластика поддерживают крупные экосистемы (WeChat, AliPay, GoJek), производители смартфонов (Apple Pay, Samsung Pay), банки (Тинькофф, Сбер).
Данный тренд не обошел стороной и Казахстан, несмотря на то, что на законодательном уровне эта сфера сильно зарегулирована. Свои платежные системы в разных форматах строят практически все розничные банки, телеком-компании, экосистемы (Aitu) и системы электронных платежей (Qiwi, Aitu Pay и Касса 24). Все это создает большие возможности для бизнеса: от приема безналичных платежей и присутствия на площадках электронных платежей – до перепрофилирования на онлайн-бизнес в целом.
Быстрая мобильная разработка
Мобильный трафик растет, и это значит, что бизнесу необходимо адаптировать свои сайты под экраны смартфонов. В противном случае будет снижаться конверсия и расти процент отказов, что ударит по рекламным бюджетам и эффективности бизнеса в целом. Этот же принцип – «сначала мобильная версия» – подстегнул разработку мобильных приложений.
Однако бизнес посчитал, что разработка, поддержка и продвижение полноценного мобильного приложения – это долго, сложно и дорого. Многие компании, потратившие миллионы на эти цели, в итоге не вернули вложенные инвестиции, потому что не смогли убедить клиентов не только пользоваться своим приложением, но и делать это на постоянной основе. В итоге сегодня развивается тренд на кроссплатформенную разработку, нативные приложения и конструкторы приложений, которые упрощают разработку и значительно снижают бюджет на их создание.
Такие сервисы, как Adobe PhoneGap, Ionic и Xamarin, позволяют запустить приложение быстро и дешево. Идеально, если нужно проверить гипотезу или быстро выйти на рынок.
«Подобный принцип используют и другие платформы. Например, экосистемы, позволяющие создавать свои мини-приложения, и конструкторы чат-ботов. В этом случае бизнесу еще проще адаптироваться под «мобильный мир» с минимальными усилиями и бюджетом», – добавил Александр Денисенко.
Чат-боты
Сегодня пользователи все чаще взаимодействуют с бизнесом через смартфоны. Это быстро, удобно и гораздо проще, чем искать информацию на сайте или звонить в колл-центр. Однако этот формат взаимодействия требует подготовки. В противном случае растет нагрузка на службу поддержки, что приводит к тому, что многие запросы клиентов остаются без ответа.
Чтобы оптимизировать процесс, многие компании внедряют чат-боты. В число компаний, которые пользуются чат-ботами, входят IKEA, UBER, Disney и Master Card.
«Создание чат-бота через специальные конструкторы обойдется в небольшую сумму. К тому же для этого не нужно специальных знаний и навыков в программировании. Но эффект для бизнеса может быть колоссальным. Например, сервис Just Eat таким образом увеличил конверсию в социальных сетях на 266%, а PepsiCo закрывает больше 80% обращений с помощью чат-ботов. Соотношение инвестиций к прибыли может превышать сотни процентов», – прокомментировал Александр Денисенко.
В ближайшие годы смартфонов станет еще больше, а вместе с ними вырастет и число активных пользователей, которые таким образом будут взаимодействовать с бизнесом. Поэтому нагрузка на бизнес тоже будет расти. Чат-боты – это простой, но эффективный инструмент, который позволит бизнесу быть на связи с клиентами круглые сутки, обрабатывать запросы и отслеживать заказы в автоматическом режиме, а также предоставляет массу дополнительных маркетинговых возможностей.
Выводы
Рынок смартфонов растет большими темпами. По данным Statista, рынок мобильной разработки оценивается в $176 млрд, а рынок мобильных приложений – в $118 млрд. Очевидно, что в ближайшие годы вряд ли что-то изменится кардинальным образом – безусловно, будут появляться новые «подвиды» рынка смартфонов, но основа останется как есть – люди все чаще будут пользоваться смартфонами. Поэтому бизнесу нужно как можно быстрее адаптироваться под данные тренды, чтобы оставаться на плаву.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.