Космический интернет от Илона Маска и перспективы телекома
Что ждет традиционные телекоммуникационные компании?На днях мир всколыхнуло известие о том, что очередной проект американского предпринимателя Илона Маска достиг, в буквальном смысле, новых высот. Его компания Space X удачно осуществила первый частный космический пилотируемый полет к орбитальной международной космической станции (МКС).
Весь мир завороженно наблюдал за этим событием в прямом эфире. Отчаянные головы даже сравнили его с первым полетом человека в космос. Илон Маск еще раз доказал, что он не просто романтический футуролог и мечтатель, как его называют скептики, а человек, который воплощает свои мечты в реальность, причем довольно быстро.
На этом фоне пользователи социальных сетей вспомнили про еще один проект Маска – StarLink, который в восприятии большинства обывателей сулит землянам бесплатный спутниковый широкополосный интернет в любой точке мира в любое время.
Этот проект вызывает много вопросов у профессионалов, но уже сейчас некоторые громко предрекают скорую кончину классической наземной телекоммуникационной индустрии, ибо кому нужны будут наземные операторы, если буквально завтра, а точнее уже этим летом, проект Маска запустится?
Но, к сожалению, все не так радужно со спутниковым широкополосным доступом (ШПД) к интернету. Безусловно, инновационные проекты со временем составят традиционным телекоммуникационным компаниям и сотовым операторам серьезную конкуренцию. И верно, что их называют дисрапторами, но говорить о том, что это убийственная технология, благодаря которой доступ к широкополосному интернету получат все земляне, да еще и бесплатно, пока довольно наивно.
Во-первых, это вполне коммерческие проекты, следовательно интернет от них будет далеко не бесплатным. Даже удивительно, что в сети возникло такое заблуждение.
И ожидаемая цена за спутниковый ШПД еще не известна. Маск заявлял о стоимости в $80-100 в месяц, в некоторых источниках была озвучена предполагаемая цена и в $300, «но это еще не точно».
Во-вторых, применяемая в этих проектах технология такова, что пользователь не будет напрямую подключаться к спутнику, как к Wi-Fi. Помимо тысяч спутников диапазона Ku и Ka на низкой орбите проектам требуется еще наземная принимающая сеть, которую тоже нужно развивать.
Проще говоря, спутники передают сигнал на принимающие наземные станции, а те распределяют его уже на устройства. Это также очень капиталоемкое занятие. Только в США понадобится более 1 млн наземных станций. Плюс ко всему, жизненный цикл одного спутника не превышает пяти лет, то есть понадобятся постоянные запуски новых спутников на смену тем, что сходят с орбиты. Вопрос с утилизацией спутников тоже требует серьезной доработки. В общем, ценовая доступность этого сервиса пока остается неизвестной.
Как мы видим, впереди у ребят очень серьезные челленджи. Пока также окончательно не решены вопросы с безопасностью на орбите.
Инцидент, который произошел в сентябре прошлого года, когда один из спутников StarLink компании Илона Маска уже спровоцировал маневр орбитального спутника Европейского космического агентства, потому что процент вероятности столкновения превысил допустимые 1 к 10 тысячам, явился довольно тревожным звонком.
К 2025 году на низкой орбите должно появиться около 16 тыс. спутников разных компаний, и уже сейчас астрономы утверждают, что им начинают мешать запускаемые сателлиты. Предстоит решить массу вопросов с регуляторами и массу технологических вопросов.
Нет сомнений в том, что проект рано или поздно будет реализован, но 2025 год – это слишком оптимистичный срок для такого начинания.
Даже если стоимость космического ШПД удастся сделать вполне приемлемой, учитывая то, как дешевеет услуга запуска самих спутников, и в целом, с какой скоростью становятся доступными технологии, весьма сомнительно, что спутниковый ШПД станет равноценной альтернативой оптоволокну и развивающемуся сегодня мобильному стандарту 5G.
Но, несмотря на все трудности, инновационное развитие – это великолепно. Телекоммуникационные компании и сотовые операторы уже сейчас ищут пути сотрудничества с проектами спутникового ШПД. Казахстану такие проекты существенно помогут в обеспечении ШПД в отдаленных населенных пунктах. В этой части отечественным сотовым операторам должно быть особенно интересно сотрудничество, несмотря на то, что сейчас в Казахстане реализуется проект «250+» по обеспечению сельских населенных пунктов с численностью населения от 250 человек широкополосным мобильным интернетом. Но дополнительные сервисы никогда не будут лишними.
Сегодня в мире по разным оценкам до 50% населения вообще не охвачено интернетом. Международный союз электросвязи располагает данными, что только 51% населения мира пользовался интернетом в 2018 году. Такая ситуация складывается по самым разным причинам, среди которых немаловажную роль играет бедность, но как минимум 3-5% населения Земли не имеет доступа к интернету в силу труднодоступности районов, в которых они проживают. Именно на эти слои в первую очередь рассчитан проект Илона Маска, по его же собственному утверждению.
И думается, что Илон Маск не кривил душой, когда заявил, что проект, прежде всего, рассчитан на обеспечение интернетом труднодоступных районов, где нет ни оптико-волоконных сетей, ни сотовых станций. По крайней мере с этого сегмента, скорее всего, начнутся спутниковые проекты. В больших городах, например, конкурировать с оптико-волоконной сетью и 5G Маску будет довольно сложно.
И если в ближайшие восемь лет, пока проекты спутникового ШПД будут только разворачиваться, традиционные телекоммуникационные компании тоже не останутся на месте.
В мировом масштабе стандарт передачи данных 5G должен получить свое полноценное развитие как раз ко времени ожидаемого становления проектов космического ШПД. Это примерно 2027-30 годы. И именно 5G будет и по цене, и по скорости, и по качеству достойно конкурировать с новыми проектами.
Что касается впечатляющего количества компаний, которые сейчас инициируют свои космические проекты, то оно по ходу развития проектов существенно уменьшится. Telesat, Kepler, LeoSat, SpaceX, Space Norway… Между ними уже идет жесточайшая конкуренция на уровне получения разрешений от регуляторов, производства и запуска спутников и пр.
В период глобального карантина пришло известие, что ОneWeb – вторая наиболее перспективная компания после Space X в этом ряду – обанкротилась. На финише в итоге окажутся две-три компании в лучшем случае.
Надо еще иметь в виду, что подобные проекты всегда очень активно и грамотно пиарятся. Создается очень сильный buzz, много шума вокруг для привлечения инвестиций, но подробности реализации проектов остаются весьма туманными. По сути, ничего принципиально нового в самой идее спутникового сервиса нет. Еще с 90-х годов существуют компании, которые взяли на себя миссию обеспечения спутниковой связью тех, кто не имеет возможности получить ее через сервис наземных операторов.
Вспомните коммерческих провайдеров спутникового интернета Viasat, Eutelsat, Hughes, Iridium, Ogb Networks и др. Они давно развернули свои спутниковые группировки на различных орбитах. Но далеко не все демонстрируют высокие коммерческие результаты. Широко известен кейс низкоорбитальной группировки компании Iridium. В нее входило более шестидесяти спутников, но компании так и не удалось достичь коммерческого успеха из-за недостатка клиентов и дороговизны услуг по сравнению с обычными мобильными сервисами. Компания Teledеѕiс, к судьбе которой был причастен сам Билл Гейтс, также не смогла добиться выдающихся успехов.
Однако, как бы то ни было, землянам стоит порадоваться технологическим успехам человечества в лице мировых трендсеттеров типа Илона Маска и Джеффа Безоса и пожелать им удачи.
Ведь жутко интересно – наблюдать, как меняется этот мир.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.