Фудтех: ИТ-решения на рынке еды
В мире с 2018 по 2019 годы инвестиции в эту сферу составили 73 млрд долларовСпециалисты компании BTS Digital проанализировали современное состояние фудтех-рынка и рассказали, насколько казахстанские компании готовы его внедрить. По оценкам Всемирного банка, на продовольственную и сельскохозяйственную сферы приходится около 10% мирового ВВП. Это примерно $8 трлн в 2019 году. Однако, несмотря на то, что эти сферы – основополагающие для мировой экономики, они продолжают развиваться. Одно из таких направлений – фудтех. Благодаря новым технологиям повысится качество и доступность продуктов питания, появятся новые способы экономить за счет увеличения эффективности производства, уменьшится вред, наносимый природе. Именно поэтому сфера фудтеха активно развивается последние 5 лет, привлекая каждый год все больше инвестиций.
В каком направлении развивается фудтех
Фудтех – это производство, упаковка, приготовление, доставка и потребление еды при помощи ИТ-решений. По данным исследовательской компании PitchBook, в мире с 2018 по 2019 год инвестиции в эту сферу составили $73 млрд. В России этот показатель – «всего» $28,8 млн, в Казахстане – еще меньше.
Самый перспективный сегмент фудтеха – онлайн-сервисы доставки еды из продуктовых магазинов и ресторанов. Однако это лишь верхушка айсберга, а понятие фудтеха гораздо шире. Сегодня это любые проекты, интегрирующие ИТ-решения во всю пищевую цепочку: от производства пищи, ее упаковки, хранения и доставки – до покупки, приготовления и потребления. Рассмотрим основные направления фудтеха.
Доставка еды из ресторанов
На подобные проекты приходится больше половины инвестиций в сферу. Мировой рынок доставки еды в 2018 году оценивался в $95,4 млрд. Сегодня в этой сфере работает больше всего фудтех-стартапов, капитализация которых превысила $1 млрд. Самые известные зарубежные сервисы доставки еды: Deliveroo, Uber Eats, Delivery Hero, Just Eat, Glovo, Takeaway, Doordash. Интерес к этой сфере вызван постоянно растущим спросом со стороны потребителей и большой емкостью рынка.
Это одно из двух направлений фудтеха, которое развивается в Казахстане. Только в прошлом году на отечественный рынок зашли сразу несколько известных сервисов: «Яндекс.Еда», Glovo и Wolt. Помимо этого, на рынке уже давно присутствует Chocofood.
Доставка продуктов из магазинов
Как и доставка еды из ресторанов, это наиболее перспективное направление фудтеха. И если за рубежом этот рынок развивается быстрыми темпами, в соседних странах и Казахстане все только начинается. Исключение – Россия. По данным исследовательского агентства Data Insight, в РФ в 2018 году сделано 5,45 млн онлайн-заказов продуктов питания. Общая сумма купленных продуктов – 22,9 млрд рублей. Что касается Казахстана, то сегодня в стране работает несколько интернет-магазинов продуктов питания.
Фермерский фудтех
По оценкам аналитиков, в сельском хозяйстве меньше всего стартапов-единорогов, по сравнению с другими фудтех-отраслями. Однако именно эта отрасль сегодня одна из самых перспективных и объемных, так как охватывает самые разные направления: производство продуктов питания на растительной основе, разработку синтетических биологических продуктов, генную инженерию, дронов и роботов для сельхозтехники, а также доставку и упаковку фермерских продуктов.
По данным отчета венчурной компании Five Seasons Venture, размер европейского фудтех-рынка по выращиванию сельхозкультур составляет практически 3,5 млрд евро, что примерно в два раза меньше рынка фудтех-ретейла. Однако уже сейчас скорость привлечения инвестиций в эту сферу начинает расти.
Упаковка продуктов и сокращение пищевых отходов
Из-за того, что каждый год увеличивается объем онлайн-покупок, растет количество упаковок, одноразовой посуды и прочих отходов, сделанных из плохо разлагаемых материалов. Это породило один из главных трендов современного потребления – отказ от пластика, сортировка мусора, переработка пищевых отходов, сокращение вредных выбросов производителями пищи и забота об окружающей среде – все это направления фудтеха.
В качестве ИТ-решений стартапы предлагают производство упаковки из пищевых отходов или водорослей, производство биоразлагаемых полимерных материалов, внедрение искусственного интеллекта и даже сервисы по продаже продуктов с истекающим сроком годности.
Персонализированное питание
Сегодня многие потребители более разборчиво подходят к тому, что они едят. В условиях жизни в большом городе приходится постоянно чем-то жертвовать. Чтобы людям не приходилось жертвовать едой, работает множество стартапов. Например, Connecterra, Day Two, Viome, HelloFresh, uBiome и Atlas. Они помогают пользователям анализировать данные о продуктах питания, подбирать индивидуальные решения для персонального питания, доставляют готовые ингредиенты для блюд или доставляют готовое здоровое питание.
Умная техника
В этом направлении работают стартапы, чьи создатели поставили перед собой похожую цель – сэкономить время пользователей на еду. Есть две разновидности проектов. Первая – роботизированные рестораны и кафе. Один из самых известных стартапов в этой сфере – Zume Pizza. Компания с 2015 года использует роботов для приготовления пиццы и несколько лет назад привлекла инвестиции в размере $375 млн. Вторая разновидность стартапов – умная техника для кухни, которая позволяет пользователям экономить время на готовке (вместо них готовит техника), анализировать данные о продуктах, заказывать продукты онлайн через приложение в холодильнике.
Почему фудтех не развивается в Казахстане
Одна из основных причин, почему фудтех в Казахстане развивается недостаточно быстро, – низкая производительность сельского хозяйства. Зачастую из-за структурных недостатков сферы, высоких операционных затрат и значительного географического рассредоточения производства казахстанским компаниям попросту невыгодно сотрудничать с отечественными производителями пищевой продукции.
Несмотря на то, что каждый год в аграрный сектор выделяются значительные объемы субсидирования, сфера получает господдержку и в ней работает значительная часть занятого населения, производительность труда в сельском хозяйстве на одного занятого составляет примерно $5 тыс. в год. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых странах достигает $90-100 тыс. в год.
Другая причина, которая мешает развитию фудтеха – неразвитость торгово-логистической системы и недостаточность объектов по предпродажной подготовке товара. Из-за этого в течение года производители не обеспечивают равномерные поставки качественного сырья. Несмотря на то, что на территории Казахстана действует 21 транспортно-логистический центр, имеющейся мощности недостаточно, чтобы устранить проблему. Также стоит отметить ухудшение состояния автомобильных дорог и недостаточную развитость железнодорожной сети. Все это усложняет доставку продуктов в отдаленные районы Казахстана.
Казахстанские ИТ-специалисты и инвесторы пока не
спешат развивать альтернативные направления фудтеха. По сути, весь рынок
сконцентрирован вокруг доставки товаров из ресторанов и магазинов. Что касается
производства продукции, то в стране этим занимаются в основном мелкие фермеры.
К тому же в стране нет стандартизации и контроля качества, логистика
рассредоточенная и в основном идет по серым схемам, крупных производителей и
вертикальной интеграции еще очень мало. Мы ожидаем, что в ближайшем будущем в
Казахстане появятся вертикально-интегрированные холдинги и оптово-распределительные
компании, а также начнут развиваться розничные сети современного формата. Что
касается перспектив развития фудтеха в стране, то многое зависит от повышения
качества транспортировки товаров, решения вопросов консолидации предложения и
создания благоприятного инвестиционного климата для запуска новых
ИТ-технологий.