Цифровая трансформация: как повысить шансы на успех
Пять практик для выдающихся результатовНе секрет, что в большинстве случаев цифровая трансформация, к сожалению, не оправдывает тех надежд, которые возлагают на нее руководители компаний. Недавнее исследование McKinsey показывает, что существует пять практик, применение которых максимально увеличивает шансы на выдающиеся результаты.
Многие компании сегодня сталкиваются с острой необходимостью переводить в цифровой формат свои бизнес-модели и продукты. Исследование, проведенное McKinsey, показало, что среди традиционных игроков, которые провели у себя цифровизацию, на долю десяти лидирующих компаний приходится 80% общего эффекта от применения цифровых технологий в соответствующей отрасли. Войти в этот небольшой круг лидеров – очень непростая задача. Эксперты McKinsey провели опрос более 1700 руководителей высшего звена и выявили, что вероятность того, что программа по проведению цифровых преобразований принесет меньше прибыли, чем ожидается, достигает 45%. А шансы превзойти целевые показатели в среднем составляют всего один к десяти.
Однако есть и хорошая новость: топ-менеджеры могут существенно повысить вероятность того, что эффект от программ трансформации, направленных на внедрение цифровых технологий, превзойдет ожидания. Возможность достичь исключительных успехов при проведении цифровых преобразований зависит главным образом от того, каким общим правилам работы руководители решают следовать. Последовательное соблюдение определенного набора правил при проведении трансформации повышает шансы превзойти целевые показатели прибыли более чем до 50% – это примерно в пять раз больше, чем в ситуациях, когда преобразования осуществляются без соблюдения таких правил. Более того, один и тот же набор правил оказался эффективным для любого вида охваченных в исследовании цифровых преобразований.
Для оценки результатов опроса эксперты McKinsey применили методы классификации, основанные на технологиях машинного обучения, регрессионный анализ и другие методы обработки данных, чтобы определить «кластеры» тех правил проведения цифровых преобразований, которые тесно связаны с перевыполнением поставленных задач. В итоге было сформировано пять групп правил, которые помогают добиваться самых высоких результатов. Даже если ограничиться соблюдением правил только из двух групп, можно существенно снизить риск не оправдать ожидания от цифровой трансформации. Соблюдение всех правил позволит максимально увеличить вероятность того, что в результате цифровых преобразований компании удастся превзойти ожидаемые результаты. Ниже представлены эти практики.
Четкое определение приоритетов
В первую очередь необходимо помнить, что цифровая трансформация должна быть направлена на достижение определенного бизнес-эффекта, нежели рассматривать внедрение технологий как самоцель. Если при проведении цифровых преобразований сосредоточиться на нескольких четко очерченных областях, непосредственно влияющих на измеримые бизнес-результаты, можно добиться более ощутимого эффекта. В тех случаях, когда наши респонденты сообщали, что их компании определили курс преобразований подобным образом, то вероятность того, что результаты преобразований превзошли ожидания, была в 1,7 раза выше, чем в других случаях.
Инвестиции в кадровый потенциал
Внедрение цифровых технологий дает более ощутимые результаты, если компания считает важным привлекать и развивать талантливых специалистов, а также нанимает сотрудников с развитыми навыками в области цифровых технологий и аналитики. Значимую роль в работе высшего руководства должен играть директор по цифровым технологиям. Эта должность есть во всех успешных цифровых компаниях. А в эффективном проведении цифровых преобразований роль директора по аналитике сегодня считается еще более важной. Результаты исследования говорят о том, что прослеживается четкая связь между назначением директора по аналитике и перевыполнением поставленных задач в ходе цифровых преобразований.
Выделение необходимых средств и времени
Даже при наличии четко определенных приоритетов и опытных специалистов в штате компании руководителям может быть сложно управлять работой по внедрению цифровых технологий с неизменно высоким уровнем концентрации. Среди всех охваченных исследованием программ по проведению цифровых трансформаций вероятность перевыполнить поставленные задачи оказалась в 1,5 раза выше в тех случаях, когда их реализация оставалась для высшего руководства компании основным приоритетом. Кроме того, в тех случаях, когда на проведение цифровых преобразований выделялись необходимые операционные средства, вероятность того, что результаты изменений превзошли ожидания, была в 1,3 раза выше.
Готовность обеспечивать организационную адаптивность
В условиях цифровой экономики конкурентная среда и предпочтения клиентов стремительно меняются. Поэтому сегодня компаниям приходится пересматривать и заново ранжировать свои приоритеты чаще, чем когда бы то ни было. Компании, добивающиеся самых высоких экономических результатов, корректируют свою стратегию в области цифровых технологий намного чаще, чем прочие игроки. С этим утверждением согласуются выводы, сделанные по итогам исследования. Если респонденты сообщали, что их компании придерживаются адаптивных методов работы, то вероятность того, что результаты цифровых преобразований превзошли ожидания, была почти вдвое выше.
Четкое распределение полномочий и ответственности
Вероятность достижения выдающихся успехов при реализации программы цифровых преобразований будет выше, если четко распределить в организации функции и сферы ответственности, а также назначить руководителей, отвечающих за каждый проект в рамках программы. Кроме того, шансы добиться высоких результатов увеличатся, если компании обяжут сотрудников регулярно отчитываться о достижении поставленных перед ними персональных целей. Наконец, перевыполнение планов в ходе цифровых преобразований станет более вероятным, если компании установят оптимальный баланс между ожиданиями от конкретных сотрудников, от подразделений или рабочих групп и от всей организации в целом.
Еще одним любопытным выводом исследования стало то, что вероятность превзойти ожидания от результатов цифровых преобразований, по всей видимости, не зависит от характера тех целей, которые компания ставит перед собой (увеличение продаж через цифровые каналы, укрепление отношений с клиентами, снижение операционных затрат, повышение качества продуктовых предложений). Кроме того, по итогам анализа выяснилось, что шансы превзойти целевые показатели прибыли также практически не зависят от того, в какой функциональной области проводятся цифровые преобразования – будь то операционная деятельность или маркетинг и продажи.
Отсутствие четкой взаимосвязи между функциональной областью и шансами на достижение выдающихся результатов со всей очевидностью показывает, насколько сильна корреляция между соблюдением пяти групп правил, описанных выше, и эффектом от преобразований, направленных на внедрение цифровых технологий. Компании не могут полностью контролировать то, насколько жестко действуют цифровые конкуренты и какова степень цифровизации в отрасли. Но они могут в значительной степени определить то, насколько эффективно удастся интегрировать рассмотренные выше правила в общий подход к проведению цифровых преобразований. Если компания сумеет справиться с этой задачей, она сможет снизить уровень неопределенности и повысить свои шансы на достижение исключительно высоких результатов.
Ардак Нуразханов, младший партнер McKinsey & Company в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.