Как увеличить шансы стартапа на успех?
Павел Коктышев считает, что бизнес-культура IT-сообщества РК находится почти на том же уровне, что и в Кремниевой долинеСегодня Казахстан лидирует в сфере венчурного инвестирования в регионе Центральной Азии. Активно набирают обороты IT-сфера и финтех. Как принимает решения об инвестициях в стартапы одна из известных венчурных компаний, и что понижает шансы стартапа на успех, рассказал управляющий партнер компании MOST Holding Павел Коктышев.
Он пояснил, что при оценивании потенциала стартапа для принятия решения об инвестициях важная роль отводится составу команды: «Если в команде есть очень талантливые люди, которые сделали выбор в пользу этого стартапа, если они готовы вкладывать свое время, ресурсы, экспертизу, то это для нас важный показатель. Потому что самая первая, ранняя команда — это и есть первые инвесторы, вот на них нужно обращать внимание».
Вторым важным критерием Павел Коктышев назвал динамику роста стартапа: «Стартап может показывать пока не так много продаж, но если на горизонте нескольких недель, месяцев явно идет рост спроса на продукт или услугу, то это важный показатель, который мы оцениваем».
Также в венчурном бизнесе проходит оценка стартапа по аналогии. «Если мы видим, что схожий бизнес в данной нише условно в Америке инвесторами оценен на определенную сумму и пользуется спросом, то с определенной поправкой на нашу экономику, мы также даем свою оценку и выносим решение об инвестировании», - пояснил он. Необходимо отметить, что MOST Ventures выступает ранними инвесторами на начальной стадии развития компании или же соинвесторами.
Одним из важных критериев для развития стартапа и получения инвестиций сегодня являются акселерационные программы, ориентированные на развитие определенных тематических направлений. В MOST Ventures это флагманская акселерационная программа Investment Readiness Accelerator. В ее названии отображена ключевая цель - к инвестициям нужно быть готовыми.
«Инвестиции — это не единственное, что нужно компании на ранней стадии, но и экспертиза отраслевая, первые пилотные проекты на рынке. В бизнесе очень важно пробовать ошибаться и начинать заново, реализовывать на практике, а не полировать свой проект до бесконечности. Чем раньше стартап выходит на рынок и начинает оттачивать свой продукт, получать фидбэк от клиентов, тем больше вероятность роста и возможность получить венчурные инвестиции», - считает Павел Коктышев.
Отвечая на вопрос о том, как стартапу повысить свои шансы на успех при привлечении инвестиций, спикер отметил, что многие предприниматели приходят в MOST Ventures с одним запросом — деньги. «И обычно, если у человека запрос только на деньги, мы эти деньги не даем. Если же основатель стартапа приходит с запросом получить обратную связь, обсудить проект, то есть получить экспертное мнение, то мы готовы рассмотреть его бизнес», - рассказал он.
Другими словами, поясняет управляющий партнер, на ранней стадии развития стартапа важны не просто деньги, а «умные» деньги, экспертиза и нетворкинг на рынке. «Мы практически никогда не инвестируем в компанию на уровне идей. Обязательно должны быть первые продажи, первые клиенты, уже должен быть какой-то готовый продукт. Но иногда, когда ты видишь, что основателю надо подтянуть бизнес-знания, тогда мы рекомендуем сначала пройти нашу акселерационную программу», - отмечает он.
Что касается критериев, которые
понижают шансы, Павел Коктышев отметил такую важную метрику для стартапа, как Burn Rate
— скорость, с которой стартап тратит деньги на текущие расходы в сравнении с
тем, за какое время он их зарабатывает. «Важно понимать, что в Казахстане
экосистема венчурного инвестирования довольно молодая. Многие направления
только появляются на рынке, ликвидность не такая большая. Наше исследование по
венчурному рынку показало, что ежегодно недостаток финансирования в Казахстане
составляет порядка 50 млн долларов, поэтому отбор стартапы проходят очень
тщательно. Экономный режим для стартапа — это must have сегодня», - рассказал он.
Павел Коктышев отметил и психологическую черту - «упертость основателя». «Это критерий, который позволяет предпринимателям адекватно относиться к бизнес-реалиям, это нечто другое, чем целеустремленность. Упертостью я называю то, когда человек расшибает лоб, доказывая всем вокруг, что он прав, а все вокруг не правы. Когда рынок дает сигналы, что твой продукт или услуга не нужны, не стоит тратить еще больше времени, а нужно признать убытки и пробовать что-то другое», - сказал он.
Фото: Владимир Третьяков
Павел Коктышев подчеркивает, что уровень человеческих ресурсов и бизнес-культура
в стартап-сообществе Казахстана находятся почти на том же
уровне, что и в Кремниевой долине, недостает только масштаба рынка и инвестиций. «В
Кремниевой долине не какие-то сверхлюди, там такие же IT-cпециалисты, как у нас. Они читают одни и те же книги, они
практикуют в своем менеджменте одни и те же подходы, работают в одних и тех же
программах и пишут код на тех же языках. В Казахстане много хороших проектов в
начальной стадии развития, только не хватает инвестиций, масштаб рынка другой», - поясняет он.
Спикер отметил возрастающий рост IT-сектора
в Казахстане: ни один другой сектор не растет в регионе так, как IT. «И ни один сектор не имеет такого потенциала на горизонте ближайших
10 лет. Совокупный объем венчурных инвестиций в регионе Центральной Азии и в
Казахстане с 2018 по 2023 год составил 180 млн долларов, при этом
только за прошлый год - порядка 80 млн долларов», - отмечает он.
Ключевую роль в развитии венчурной индустрии спикер отвел Международному финансовому центру «Астана». «Я был одним из разработчиков закона о венчурном финансировании в 2018 году, когда запускался МФЦА. В начале работы еще мало кто знал о такой юрисдикции в Казахстане. МФЦА был создан для бизнес-деятельности, и так оно и оказалось. Мы видим сегодня, что практически все управляющие компаний приходят в МФЦА и используют его возможности. Сегодня мы можем получить там весь спектр услуг, включая структурирование сделок, такое же, как в Дубае, Делавэре», - рассказал Павел Коктышев.
Он добавил, что наиболее успешные стартапы представляют симбиоз двух людей: основателя, который отвечает за продуктовую, техническую сторону проекта, и того, кто занимается операционной частью бизнеса и продажами.
«На этапе инкубации мы очень часто стимулируем стартапы объединяться. В 90% ребята на это не готовы ментально, потому что они не осознают масштаба идеи и не хотят делиться проектом», - говорит управляющий партнер MOST Holding.
По его словам, сегодня очень важно делать ставку на развитие и продвижение молодых ученых, образовательные стартапы, креативную индустрию. Люди из этих сфер осознают, что у них есть уникальное преимущество, но, чтобы это преимущество превратилось в работающий бизнес, важно иметь навыки продаж, учиться бизнесовой части проекта.
В заключение Павел Коктышев отметил, что сегодня необходимо делать упор и на развитие и применение искусственного интеллекта, а также цифровизацию процессов в бизнес-деятельности.