Цифровой тенге и Социальный кошелек
На QazPost Demo Day рассказали о пилотных проектахВ рамках ежегодного форума QazPost Demo Day Fintech были представлены не только новые финтех-проекты, созданные на базе Казпочты совместно с известными казахстанскими финансовыми компаниями, но также пилотные проекты и социальные программы, улучшающие пользовательский опыт казахстанцев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Управляющий директор по электронной коммерции QazPost Дамир Мейрамбеков во время презентации нововведений курьерской доставки от Казпочты упомянул рыночные тренды Казахстана, под действием которых произошел новый виток развития услуг национального почтового оператора, в их числе: фокус на последней миле, дальние перевозки, сбор заказов в пределах 500 метров, возможность выбирать место хранения заказа и доставка товаров в течение двух часов.
«Уже люди не готовы ждать несколько дней, они хотят именно сейчас и быстро», – заметил спикер. Он назвал основными драйверами роста рынка е-commerce в Казахстане естественный прирост населения, рост ВВП по ППС на душу населения, программы активной урбанизации до 70% к 2050 году и повышенный спрос на интернет-покупки из-за самоизоляции в период 2020-2022-го годов. Все это способствует удвоению рынка е-commerce в Казахстане уже к 2026 году.
Глава Open Banking Department Qazpost Digital Рустам Есимов рассказал об итогах пилотного проекта внедрения цифрового тенге, который был запущен вместе с акиматом Алматы и транспортным холдингом «Онай».
Суть проекта в том, что у школьников Алматы уже есть транспортная карта, и этой картой они могут подтвердить свой визит в столовую, на основании этого подтверждения за каждый обед каждого школьника происходит оплата со счета цифровых тенге школы в адрес счета цифровых тенге оператора столовой, что позволяет видеть, сколько детей реально получило услугу.
Благодаря цифровому тенге назначение средств, выделенных государством на школьное питание, приобретает прозрачность. Школьная столовая не получает лишние деньги за школьников, которые не покупали обед. В свою очередь, столовые сразу получают доступ к средствам и могут их использовать. Сокращается и отчетность всех участников этого процесса.
Кейс был пилотным, проект реализовали на базе одной из школ, но есть огромный потенциал к внедрению цифрового тенге во всех школах Казахстана. Кроме того, участники проекта рассчитывают, что итогом станет масштабирование цифрового тенге и на другие виды государственной поддержки.
О государственной поддержке, точнее о сервисе «Социальный кошелек», рассказал СЕО ТОО BTS Digital Нуртай Абилгалиев, в коллаборации с которым Казпочта запустила проект.
«Социальный кошелек – это мобильный сервис, который будет цифровым инструментом для доставки гражданам всех мер государственной поддержки. Мы хотим изменить ситуацию, когда человек, взаимодействуя с госорганами, вынужден везде прибегать к разным стандартам обслуживания, к разным методам получения мер социальной поддержки и другим услугам, которые оказывает государство.
Если посмотреть на то, как сегодня каждый гражданин имеет возможность взаимодействовать с местными исполнительными органами, с акиматами, как он может записываться в очереди в школы, как он может пользоваться услугами поликлиники, получать бесплатные лекарственные средства, то это очень сильно разрозненный опыт. Мы хотим его собрать в один большой цифровой путь, чтобы это было удобно для гражданина, и чтобы сам процесс оказания этих мер поддержки был единообразным, чтобы можно было оценивать его эффективность», – рассказал Нуртай Абилгалиев о целях проекта.
Совместно с Казпочтой ТОО BTS Digital интегрировали социальный кошелек как продукт внутри приложения eGov, с его помощью человек, являясь получателем рецепта на бесплатное лекарственное обеспечение, может в аптеках получать лекарства посредством мобильного приложения. Также с помощью социального кошелька, по словам спикера, школьники страны могут получать горячее питание, сейчас это полностью оцифрованная услуга.
В результате проекта, запущенного в городе Акколе, стало очевидно, что количество пользователей социального кошелька постоянно росло, и 44% всех выплат, которые получали граждане Акколя, стали поступать через социальный кошелек. Продукт зашел как удобный инструмент получения мер социальной поддержки.
«Мы хотим, чтобы меры поддержки были все в одном месте, и чтобы вам было удобно», – резюмировал докладчик.
Он добавил, что порядка 200 000 казахстанцев уже воспользовались услугами социального кошелька.