В Алматы в пространстве SmartPoint состоялся ежегодный форум QazPost Demo Day Fintech. В этом году он ознаменовался появлением новых финтех-проектов, созданных на базе Казпочты. На сегодняшний день главной своей целью Казпочта определяет использование ее инфраструктуры и возможностей для того, чтобы упростить работу финтех-сервисов и сделать жизнь простых казахстанцев более комфортной.
Управляющий директор QazPost Асем Болатжан рассказала о трансформационных процессах и уникальности бизнес-модели корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Асем, скажите, пожалуйста, чем вызван такой бурный рост онлайн-сервисов Казпочты?
- Сейчас Казпочта проходит большой этап трансформации. Это касается и цифровой трансформации, и трансформации физических процессов. Все знают, что Казпочта работает глобально в двух направлениях – это логистика/доставка и банк, и в обоих этих направлениях мы сейчас активно развиваемся. За счет чего по многим направлениям видны очень хорошие результаты.
Во-первых, мы наладили работу корпоративного банка и стали сейчас одним из банков-партнеров для наших портфельных компаний.
Во-вторых, мы наладили взаимоотношения международные с партнерами. Со многими странами мы сотрудничаем по импорту и доставочному бизнесу.
В-третьих, у нас работает своя внутренняя служба доставки. И, конечно, тот блок, за который я непосредственно отвечаю, – это цифровая трансформация. Здесь тоже произошли достаточно большие изменения. В прошлом году был такой же DemoDay, мы на нем показывали наработки в области доставки, управления данными, и мы продолжаем эту работу. Сегодня мы показываем наработки в части финтех и самое основное – презентуем наше мобильное приложение. Сейчас мы стараемся развивать этот цифровой канал, чтобы максимальное количество услуг наши клиенты получали именно из мобильного приложения. Учитывая, что у нас такая большая инфраструктура, мы понимаем, что, наверное, на розничном банке с текущими банками пока не готовы конкурировать, поэтому мы сделали такую большую инфраструктуру для развития финтеха, чтобы игроки финтеха развивали клиентские сервисы для казахстанцев, а мы предоставляли свою инфраструктуру. Для нас это самая оптимальная бизнес-модель, поэтому в данном направлении мы активно двигаемся.
- Опыт каких стран используете для создания инфраструктуры?
- Мы посмотрели очень много стран, и я не скажу, что мы взяли какую-то конкретную модель, потому что во многих странах банк от почты убрали, и он больше как социальный банк. Мы все-таки пошли в финтех. Нигде в мире я этого не видела. Это уникальная модель, когда мы свою инфраструктуру используем для более инновационных инструментов с помощью финтех-игроков. В основном все считают, что почта – это социальный продукт.
На самом деле нет, мы можем делать классные вещи. Конечно, есть то, что мы еще должны догонять. У нас есть вопросы в части отказоустойчивости, есть вопросы в части клиентского сервиса, но опять-таки, учитывая огромный масштаб Казпочты – это 20 тыс. сотрудников, 2,5 тыс. отделений по всему Казахстану, – все физические изменения, которые связаны с людьми, одномоментно не происходят.