Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Технологии
  3. Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев. Часть 2

Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев. Часть 2

Кейс Home Credit Bank и red_mad_robot Central Asia

Капитал - Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев. Часть 2

В первой части материала рассказали, как за полгода удалось запустить полноценный цифровой банк для МСБ с быстрыми транзакциями, ВЭД и личным кабинетом мерчанта. Во второй части приоткрываем технологическое закулисье проекта: лучшие на рынке пользовательские сценарии, экспериментальная дизайн-концепция, трендовый технический стек Flutter и прогрессивная микросервисная архитектура.

Проектирование

Банк проектировали, отталкиваясь от  качественного и количественного исследования и учитывая бенчмарки СНГ и мира. Это концептуально иной подход: изучили все рыночные сценарии, протестировали каждый и для каждого защитили банку лучшее решение. Исходя из этих целевых сценариев банк выстраивал и перестраивал процессы внутри. 

«Ещё один вызов состоял в том, что нам не на что было опираться: обычно либо идут по пути as is to be, либо копируют работающую функциональность, переносят в новый дизайн и запускают.  Мы же проектировали от идеального клиентского пути — и под него подстраивали все процессы как у нас, так и в банке», - рассказывает CEO red_mad_robot Central Asia  Агиис Конкабаева.

По задумке, главная страница приложения должна быть организована как стек карточек с информацией о состоянии бизнеса: остатки на счетах и статусы операций, а ещё операции, к которым предприниматели обращаются чаще всего — выписка и перевод контрагенту. Во вкладке «Мои продукты» сейчас только тариф, в дальнейшем здесь будут появляться все продукты банка. В ближайшей перспективе — онлайн-бухгалтерия и валютные контракты.

«Наполнение приложения сейчас и в перспективе основано на потребностях предпринимателя — функциональности, с которой он сталкивается и будет сталкиваться ежедневно. Банк готов к подключению и финансовых, и нефинансовых услуг. А бэклог продуман на год вперёд», - пояснила Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot Central Asia.

Поэтому банк и его цифровой партнёр поставили себе цель, что в первом релизе будут полноценно работать сразу три главные функции сервиса. 

1. Дейли банкинг. Открыть счёт, получать и отправлять платежи, видеть текущий баланс и историю операций — это база, с которой начинается любой банк для предпринимателя. Важно делать это быстро и удобно как в цифровом канале, так и внутри банка: дать предпринимателю нужную скорость для его операций — упростить коммуникацию и ускорить платежи.

2. ВЭД. Включать ВЭД в первый релиз решили не сразу. Но анализ рынка показал, что всё больше предпринимателей разных сегментов бизнеса Казахстана уже занимаются внешнеэкономической деятельностью — так, товарооборот со странами ЕАЭС в январе-апреле 2023 года составил $9,5 млн, что на 12% больше показателей 2022 года. Растёт и торговля Казахстана с Китаем: в период с января по май 2023 года её объем вырос на 21,6%, до $10,7 млрд. За тот же период 2022 года показатель составил $8,8 млрд. При этом зачастую предприниматели не имеют бухгалтеров в штате и сталкиваются с определёнными сложностями.

«Обычно большинство задач предпринимателей ВЭД решаются в интернет-банке, в мобильные приложения банки выносят минимальную функциональность. Наша цель — упростить ВЭД и сделать доступным всю функциональность в смартфоне, опираясь на предыдущий опыт перевода ВЭД-клиентов в мобильное приложение. Фокус при этом держали на потребностях не только крупного и среднего бизнеса, но и предпринимателей микро- и малого бизнеса», - прокомментировала Арина Лепихова, Head of Digital SME Home Credit Bank.

3. Личный кабинет продаж тоже оказался в первом релизе как инструмент, который помогает отслеживать статистику и увеличивать обороты бизнеса с помощью программ рассрочки. Сейчас он отображает количество продаж за день и баланс. В перспективе там появится дашборд со сводной информацией относительно бизнеса: доходы и расходы за период, динамика продаж в срезе, динамика роста, прогнозы о росте и падении или портфель активов.

Дизайн

Дизайн-концепцию, как и другие решения, r_m_r CA тоже защищали перед банком, собрав доказательную базу. В фокусе было закрывать потребности предпринимателей, не отвлекать от главных задач и нативно встроить приложение в повседневность пользователя. Поэтому выбрали минималистичное решение с двумя акцентными цветами — чёрным и красным.  

Отказались от популярных 3D-иллюстраций, которые используют повсеместно, в пользу стиля, получившего в команде название «дватон-изометрия», – 2D-иллюстраций, которые имитируют 3D. Такого решения на рынке ещё не было.

В экранах с ошибками пошли по пути нивелирования негатива, чтобы разбавить иллюстрацией возможное неприятное впечатление пользователя. Так появился милый робот, который попадает в разные конфузные ситуации.

Разработка

Flutter 

В качестве технического стека выбрали фреймворк Flutter — инновационную технологию кроссплатформенной разработки от Google. 

Home Credit Bank использует Flutter в разработке других продуктов, поэтому интегрировать новое решение в системы банка было бы проще. 

«Этап разработки начали с исследования ИТ-ландшафта банка. Определили ключевые технологии, которые допустимо использовать при реализации. Договорились о прозрачных правилах внедрения новых для банка ИТ-компонентов и библиотек, которые необходимо было утвердить на архитектурном комитете и согласовать с информационной безопасностью», - рассказывает Александр Куттуков, CTO red_mad_robot Central Asia.

Flutter позволяет вести разработку одного приложения сразу под две мобильные платформы  iOS и Android, поэтому удалось существенно выиграть в скорости, что было важно для каждого из этапов проекта.  Не обошлось и без сложностей. В  мировой практике мало банковских приложений, разработанных на Flutter, хотя это восходящий тренд: с ним работают Alibaba, Ebay, Google Ads и другие.  Нужны были лучшие специалисты по платформе, которых в стране почти нет. Но в red_mad_robot эта практика активно развивается, поэтому удалось привлечь лучших разработчиков. 

Микросервисная архитектура

Выбирая архитектуру приложения, держали в фокусе амбициозную цель Home Credit Bank войти в топ-3 цифровых банков для предпринимателей Казахстана — для этого банк должен быть удобным, доступным 24/7 и, главное, легко масштабироваться в сервисах. 

Поэтому была выбрана микросервисная архитектура. В отличие от монолита, она даёт гибкость и скорость, позволяя разрабатывать функциональность независимыми командами и сокращать time-to-market. А ещё приложение с микросервисной архитектурой позволяет гибко масштабировать сервисы, благодаря чему способно выдерживать растущий поток пользователей и обеспечивать высокую скорость отклика. Было важно заложить правильный фундамент, чтобы дать возможность банку идти в эту сторону и помочь распространить внутри лучшие практики. 

Уложиться в сжатые сроки и на этом этапе удалось в том числе благодаря синхронизации red_mad_robot Central Asia и ИТ-команды банка, с которой сложилось открытое и эффективное взаимодействие.

Проектное управление 

Достичь полноценного результата за беспрецедентные шесть месяцев получилось благодаря партнёрскому взаимодействию с клиентом, эффективному проектному управлению и технологической экспертизе red_mad_robot Central Asia.

«Мы настолько проникли в процессы клиента, что иногда команда Home Credit Bank может работать в офисе red_mad_robot – и наоборот. Это то, что мы называем инсорсингом — как аутсорсинг, только лучше. Потому что команда, которая у тебя работает, объединяет в себе лучшие качества аутсорса: экспертизу внешнего рынка, экономические преимущества внешнего подрядчика, бизнес-экспертизу и главные преимущества инхауса — погруженность в проблемы и задачи заказчика, как в свои собственные», - поделилась Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot Central Asia.

На старте было решено, что вся разработка будет инкрементальная и каждые две недели нужно выдавать конкретные результаты. Поэтому сразу приняли решение идти по фреймворку Scrum. 

Работали спринтами с прозрачными целями, предварительно совместно договариваясь о них. Это позволяло видеть и фиксировать реальный прогресс. В рамках спринтов проводили вторичные исследования и демо на команду банка, а ещё тестировали функциональность.

Разделили команды по четырём стримам, исходя из функциональности, которую они разрабатывали: 

  1. core banking 

  2. платежи

  3. ВЭД

  4. личный кабинет продаж. 

Это облегчало коммуникацию и разгружало регулярные встречи. В каждом стриме был менеджер проекта, дизайнер, разработчик и аналитик, которые отвечали за конкретный сценарий. 

Договорились с командой Home Credit Bank о зонах ответственности, рабочих процессах, точках принятия решений и эскалации, а в каждом стриме наладили базовую гигиену для производственного цикла. 

Было важно прозрачно видеть, на каком этапе находится работа стримов на протяжении всего проекта. Это позволяло в живом режиме эффективно управлять изменениями. 

«На некоторое время синхронизацию и внедрение внутри систем банка взяла на себя я — выстраивала процессы, управление бэклогом, проектное управление, участвовала с ИТ в формировании зон ответственности и инициировала выделение ресурсов на core-команды по департаментам банка. Чуть позже ко мне в команду вышли product owner-ы и бизнес-аналитики — это помогло вместе с r_m_r CA создать новые бизнеc-процессы и быстро их освоить», - комментирует Арина Лепихова, Head of Digital SME Home Credit Bank.

На старте команда состояла из 10 человек, сейчас над проектом работает уже больше 70: разработчики, дизайнеры, менеджеры, аналитики — одна из самых больших проектных команд в red_mad_robot Central Asia.  

Итоги проекта

За шесть месяцев был пройден путь от начала проектирования с нуля до публикации приложения в сторах. Это беспрецедентный срок для мирового и казахстанского рынков. 

Что сделали:

  1. Запустили с нуля цифровой банк для предпринимателей в рекордные сроки.

  2. Внедрили функциональность базового дейли банкинга и сделали для продавцов личный кабинет продаж. 

  3. Запустили функцию онлайн-управления ВЭД.

«Всё это удалось сделать благодаря цифровому партнёрству, слаженной совместной работе с банком, бизнес-экспертизе и технологическим компетенциям команды. Опыт работы с Home Credit Bank в очередной раз подтверждает, что амбиция  red_mad_robot Central Asia стать топ-1 ИТ-компанией на рынке Казахстана вполне оправдана. У нас есть все уникальные компетенции делать масштабные цифровые продукты на рынке Центральной Азии в короткие сроки и менять этот рынок, показывая конкретные результаты», - подчеркивает Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot Central Asia.

Рынок Центральной Азии уже сейчас показывает тенденцию на быстрое создание продуктов и ускорение time-to-market: конкуренция растёт, свободных ниш становится меньше и промедление ведёт к упущенной прибыли. Важно быстро оценивать рыночную ситуацию, проектировать и запускать лучшие решения и гибко откликаться на растущие запросы пользователей, опираясь на экспертизу сильных цифровых партнёров.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке