Законопроект о лицензировании майнинга вернули в мажилис
Депутаты внесли замечания по полномочиям МФЦА и исполнению решений Международного арбитражного центраСенаторы не согласились с положениями законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», которые касаются поправок о цифровых активах, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Депутат мажилиса Екатерина Смышляева отметила, что рассматриваемый законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы является одним из четырех сопутствующих к основному Закону о цифровых активах Республики Казахстан. Документы разработаны депутатами парламента для введения регулирования цифрового майнинга и создания в Казахстане криптовалютной экосистемы. В числе основных задач, которые решаются пакетом законопроектов, - защита национальной энергосистемы от нерегулируемого майнинга.
«Для этого ограничен перечень источников электроэнергии, которая может использоваться майнерами. Это возобновляемая энергия, импорт и использование собственных генераций. Запрещено потребление цифровыми майнерами электроэнергии напрямую из общей энергосистемы. Приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита и исключительно через биржу КОРЭМ. Для этого объема сняты ценовые ограничения, и торги будут проводиться исключительно по рыночным механизмам», - пояснила депутат.
Для вовлечения майнинга и его продукта в экономику Казахстана вводится лицензирование цифрового майнинга по двум категориям лицензий. Первая категория – это цифровые майнеры, владеющие соответствующей инфраструктурой – центрами обработки данных. Вторая категория – это цифровые майнеры – владельцы оборудования, арендующие ячейки в центрах обработки данных и не претендующие на энергетическую квоту. Все майнеры должны будут работать через аккредитованные казахстанские майнинг-пулы.
«Таким образом, цифровые майнеры, ранее работающие в облачных сервисах и никак не участвующие в экономике Казахстана, становятся нашими резидентами и плательщиками налогов», - уточнила Екатерина Смышляева.
Прописываются и фискальные меры. Корпоративный подоходный налог цифрового майнера будет рассчитываться с учетом стоимости продукта в момент его получения в качестве вознаграждения. КПН майнинг-пула будет считаться с полученной комиссии за оказанные услуги. Вводятся налог от прироста стоимости для физлиц при осуществлении операций с криптовалютой и КПН с криптобирж, как субъектов предпринимательской деятельности. Вводится и разрешительный порядок осуществления деятельности по выпуску и обороту обеспеченных активов на специализированных платформах. Предложен порядок их выпуска через оформление специального решения и только с подтверждением наличия обеспечения.
«В части предупреждения рисков негативного воздействия на финансовую систему для сохранения безопасности казахстанской финансовой системы цифровые активы, обеспеченные и необеспеченные – не признаются на территории страны платежным средством, финансовым активом и финансовым инструментом. Обеспеченные не могут быть обеспечены деньгами. На территории Казахстана запрещена реклама криптовалютных операций», - уточнила мажилисмен.
Для обеспечения полного жизненного цикла криптовалют от добычи, то есть майнинга, до реализации операции с ними предусмотрены в отдельной юрисдикции Международного финансового центра «Астана».
«В совокупности с вводимыми обязательствами майнинговые компании смогут реализовывать свой продукт на отечественных криптобиржах. Это позволит говорить о создании и развитии казахстанской криптовалютной экосистемы. При этом для защиты наших граждан, вовлеченных в криптовалютные операции, в Конституционный закон о Международном финансовом центре вносятся требования к криптобиржам», - сообщила Екатерина Смышляева.
В содокладе сенатор Бекболат Орынбеков отметил, если на первом этапе законной предпринимательской деятельностью был признан только цифровой майнинг, то данный законопроект регламентирует деятельность бирж цифровых активов, причем исключительно на территории МФЦА. «Актами органов МФЦА будут определяться виды, порядок и условия выпуска цифровых активов. Кроме того, органы МФЦА будут определять порядок лицензирования деятельности биржи цифровых активов, а также требования к биржам цифровых активов, которые содержат вопросы по обеспечению информационной безопасности, защиты интересов потребителей, регламентируют процесс предоставления отчетности», - уточнил сенатор.
По его словам, законопроект расширяет пределы юрисдикции Международного арбитражного центра в некоторых вопросах. Так, в соответствии с действующим законодательством признание и исполнение решений Международного арбитражного центра в нашей стране осуществляются так же, как и признание и исполнение решений, вынесенных казахстанскими арбитражами.
«Законопроектом же предлагается признание и исполнение решений Международного арбитражного центра осуществлять в порядке, определяемом самим МФЦА. Таким образом, возникает правовая основа для возможного определения порядка признания решений Международного арбитражного центра за пределами МФЦА, что является недопустимым», - отметил Бекболат Орынбеков.
В ходе рассмотрения законопроекта сенаторы выработали замечания и предложения. Они касаются: полномочий органов МФЦА; признания и исполнения решений Международного арбитражного центра; сроков введения в действие поправок в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»; некоторых положений, касающихся синхронизации времени введения в действие с нормами законопроектов в сфере цифровых активов.
Проект закона направлен в мажилис парламента.