Единый оператор жилья: миссия выполнима
На операторе будут замкнуты функции по гарантированию, строительству, субсидированию, финансированию, а также развитию рынка в части ITЕдиный оператор жилищного строительства начнет работать с 2021 года. Ранее сообщалось, что он будет создан на базе Казахстанской Ипотечной Компании, имеющей успешный 20-летний опыт на рынке ипотечного кредитования и жилищных программ. На сегодняшний день две дочерние организации национального управляющего холдинга «Байтерек» – АО «Байтерек девелопмент» и АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» – уже вошли в ее состав. В следующем году единому оператору также будет передана функция субсидирования ставки вознаграждения по кредитам частных застройщиков, на текущий момент осуществляемая Фондом развития предпринимательства «Даму».
Предполагается, что интеграция трех крупнейших квазигосударственных компаний даст новый виток в развитии жилищной политики Казахстана. За счет каких механизмов это будет происходить, попытался выяснить корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Жилищный фонд страны в 2019 году увеличился на 2,2%, до 364,3 млн кв. м. К слову, за последние десять лет он возрос на 34,5%. В то же время для повышения обеспеченности населения до 30 «квадратов» на человека к 2030 году в Казахстане прогнозируется ежегодный рост объемов ввода нового жилья на 8–10%.
В связи с этим одним из своих главных приоритетов Единый оператор жилья ставит принципиально новый подход к комплексной застройке городов.
В одном из своих интервью управляющий директор, член правления холдинга «Байтерек» Тимур Жанке рассказал, что до реорганизации жилищного блока был изучен зарубежный опыт. Тогда речь шла не только об оптимизации активов, но и о трансформации жилищной застройки с акцентом на комфортную среду проживания. По его словам, примечателен был опыт таких стран, как Сингапур, Южная Корея и Турция, где Единый оператор комплексно реализует массовое жилищное строительство со всеми необходимыми благами для населения – инженерной, социальной и коммерческой инфраструктурой.
В итоге выбор был сделан в пользу сингапурской модели поддержки жилищного строительства, которая хорошо зарекомендовала себя в том числе с точки зрения создания рынка недвижимости для развития промышленности.
«Перед Сингапуром, как и Казахстаном, стояла задача обеспечить в максимально короткие сроки улучшение жилищных условий значительной части городского населения. Данная задача возлагалась не на рыночные силы, а на государство. Во-вторых, в обеих странах механизм обеспечения доступным жильем включает схему партнерства граждан и государства, в которой население направляло на приобретение жилья свои накопления, а государство обеспечивало их эффективное использование», - пояснил в интервью Тимур Жанке.
В идеале Единый оператор смог бы сконсолидировать активы и повысить эффективность за счет комплексных инструментов поддержки, начиная от стратегического планирования и проектирования до полного сопровождения проектов на всех этапах реализации, включая инжиниринг, цифровой мониторинг и последующую эксплуатацию, добавляет он.
Следует отметить, что, помимо существующих функций 3 реорганизованных компаний, Единый оператор намерен уделять большое внимание анализу и контролю строительных процессов, а также поддержке рынка отечественных стройматериалов. Еще одной из его важных задач станет развитие стратегических IT-инициатив по вопросам строительства доступного жилья, включая цифровые решения, позволяющие своевременно и точно отслеживать процессы возведения объектов. В настоящее время уже запущен пилотный проект, позволяющий производить онлайн-мониторинг текущего строительства объектов недвижимости, а также очередникам МИО предоставлена возможность электронного выбора и бронирования будущей квартиры в предлагаемых к заселению домах.
Безусловно, цель объединить операторов жилищного строительства логична и понятна всем, считает независимый финансовый эксперт Расул Рысмамбетов. Особенно это актуально в свете того, что в последние годы государство запускало несколько ипотечных программ с разными ставками и разными операторами, хотя ориентировалось приблизительно на один сегмент клиентов, добавляет он. Поэтому слияние компаний с близкими функциями, по его мнению, однозначно правильная идея.
Тем временем основополагающим подходом в государственном жилищном строительстве, с точки зрения эксперта, должно стать понимание миграционной политики в горизонте 20-25 лет, с опорой на экономическую географию, развитие регионов без излишней оптимизации расселения людей.
«По сути, жилищное строительство должно способствовать росту отечественной промышленности, в том числе предусматривать использование казахстанских строительных материалов, опоры на местные инженерные кадры и согласовываться с региональными программами развития», - замечает Расул Рысмамбетов.
Напомним, исходя из требуемых норм ООН, государство поставило себе цель - обеспечить 30 кв. м жилья из расчета на 1 казахстанца к 2030 году. Между тем, согласно последнему Обзору рынка недвижимости Казахстана, подготовленному АО "Halyk Global Markets", текущее значение по стране составляет 21,9 кв. м. По значению данного показателя пока Казахстан отстает от России, восточноевропейских стран, не говоря уже о западных государствах.
По оценкам аналитиков, за последние два года строительная активность в РК суммарно обеспечила 0,9 кв. м на человека, и согласно поставленным целям обеспеченность в текущем году должна возрасти на ту же величину.
Вместе с тем ежегодный темп прироста населения Казахстана за последние три года составил 1,3%. В случае сохранения данной динамики подъема в прогнозный период численность населения Казахстана в 2021 году превысит отметку в 19 млн человек, а рубеж в 20 млн человек может быть преодолен уже в 2025 году, отмечается в обзоре Halyk Global Markets.
Таким образом, перед Единым оператором жилья будет стоять задача комплексной поддержки всего строительного сектора страны, обеспечения жильем нуждающихся граждан, развития рынка отечественных строительных материалов. Подразумевается, что на операторе будут замкнуты функции по гарантированию, строительству, субсидированию, финансированию, а также развитию рынка в части IT.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание многолетний опыт КИК, хочется верить, что созданный на ее базе единый оператор сможет максимально эффективно выполнять возложенную на него важную миссию государства – обеспечить казахстанцев доступным и качественным жильем.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.