Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Lifestyle
  3. Almaty Museum of Arts откроется 12 сентября

Almaty Museum of Arts откроется 12 сентября

Общий бюджет музея современного искусства превысил 120 млн долларов, озвучил сумму его основатель Нурлан Смагулов

Автор:
Выбор редакции
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

В Алматы провели закрытый медиапредпоказ музея современного искусства Almaty Museum of Arts, который официально откроет свои двери 12 сентября 2025 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. По словам основателя музея Нурлана Смагулова, общий бюджет проекта составил более 120 млн долларов.

Строительство музея заняло три года, а идея его создания возникла в 2020 году. «Мы делали все по triple-A, чтобы к нам можно было привезти работы из любого музея мира», – рассказывал Нурлан Смагулов во время медиатура по строительной площадке музея ровно два года назад. Тогда экскурсию основатель музея проводил сам лично.

В этот раз представителей СМИ разделили на группы и провели по выставочным залам в сопровождении экскурсоводов. Но здание музея включает не только просторные выставочные залы, но и светлое центральное пространство – атриум Art Street («Улица искусств») площадью 1112 квадратных метров и высотой потолков 18 метров. Это главная «артерия» музея, вдохновленная в архитектурном плане Чарынским каньоном. С Art Street и началась наша экскурсия.

Музей открывается двумя проектами – выставкой из собственной коллекции музея «Қонақтар» в зале для постоянной выставки «Сарыарка» площадью 520 квадартных метров и ретроспективной выставкой казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой «Я все понимаю» в зале для временных экспозиций «Ұлы дала» площадью свыше 1000 квадратных метров и высотой потолков 12 метров.

«Қонақтар» – выставка из коллекции Almaty Museum of Arts (с сентября 2025 года до августа 2027 года). Выставка «Қонақтар», подготовленная главным куратором музея Ингой Лаце, обращается к культурной традиции гостеприимства и темам миграции в Центральной Азии. Вдохновением для проекта послужили две работы: «Той чабанов» (1965) Айши Галимбаевой и «На целине. Обед» (1960-е) Салихитдина Айтбаева. Экспозиция объединяет ключевых представителей казахстанского модернизма и современных художников Центральной Азии, в числе которых Ербосын Мельдибеков и Саодат Исмаилова. Вместе они раскрывают темы идентичности, перемещения и принадлежности.

Выставка Алмагуль Менлибаевой «Я все понимаю» (сентябрь 2025 года – май 2026 года). Первая масштабная ретроспектива казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой «Я все понимаю» пройдет под кураторством Гридтии Гавивонг, художественного руководителя арт-центра Джима Томпсона в Бангкоке (Таиланд). Экспозиция охватывает ключевые этапы творческого пути Менлибаевой с конца 1980-х годов до наших дней. Через живопись, фотографию и иммерсивные видеоинсталляции художница обращается к темам феминизма, экологии, политики идентичности и мифологии Центральной Азии.

Представители СМИ посетили оба зала в сопровождении экскурсовода, а также поднялись на второй этаж, откуда открылся прекрасный вид на знаковую скульптуру из стали Ричарда Серры, которая расположена на первом этаже музея. Так, в зале площадью 550 квадратных метров, посвященном творчеству знаменитого художника Ричарда Серры, стоит его монументальная скульптура из стали длиной в 23 метра и весом в 155 тонн под названием «Перекресток» (2011).

На первом этаже музея также расположены профессиональное фондохранилище, реставрационная мастерская (вскоре посетители музея смогут через стекло наблюдать за процессом реставрации и хранения работ), креативное пространство «Шеберхана», библиотека, кафе и магазин.

Второй этаж отдан под экспозиции современных мастеров. Здесь журналисты посетили залы с работами таких выдающихся авторов, как Ансельм Кифер («Когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света», 2022), Билл Виола («Станции», 1994) и Яёи Кусама («Любовь зовет», 2013).

В 2022 году во время Венецианской биеннале (художественная выставка, которая проходит раз в два года – Ред.) Almaty Museum of Arts приобрел монументальную инсталляцию длиной в 9 метров под названием «Когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света». Ее автор – немецкий художник Ансельм Кифер. Инсталляция является одним из его самых значимых произведений. Она была представлена на показе художника во Дворце Дожей в Венеции и посвящена трудам итальянского философа Андреа Эмо – автора фразы, которая легла в название работы и всей выставки.

«Станции» (Stations) – видеозвуковая инсталляция Билла Виолы, созданная в 1994 году. Инсталляция американского пионера видеоарта состоит из пяти экранов с видеопроекциями и пяти черных гранитных плит. Автор, вдохновленный суфийской философией, создал медитативное пространство, которое приглашает к рефлексии о внутреннем состоянии человека.

На протяжении нескольких десятилетий Яёи Кусама делает так называемые «комнаты бесконечности» – иммерсионные инсталляции, в которых посетители оказываются окруженными различными формами, украшенными в характерный горошек и зеркалами, которые создают ощущение калейдоскопа. «Комната бесконечности» Almaty Museum of Arts «Любовь зовет» (2013) является самой большой инсталляцией из этой серии и сопровождается звуковой дорожкой, в которой художница декламирует поэму собственного сочинения на японском языке. «Комнаты бесконечности» экспонировались во многих музеях мира, и каждый раз вокруг музеев выстраивались очереди.

На втором этаже музея также находятся залы «Алатау» и «Әл-Фараби». Последний представляет собой уникальное пространство-трансформер площадью 180 квадратных метров, что позволяет адаптировать его под различные мероприятия и экспозиции.

Искусство под открытым небом

Специально созданные для музея скульптуры встречают посетителей на улице.

«Долина шаров» Торыш в Мангыстау вдохновила немецкую художницу польского происхождения Алисию Кваде на создание монументального произведения «Препозиция» (2023). Композиция из массивных сфер из 16 разновидностей натурального камня из разных уголков Земли и металлической структуры превращает тяжелую материю в поэтичное размышление о пространстве, гравитации и месте человека во Вселенной.

Уже полюбившийся алматинцам 12-метровый портрет девушки с традиционными казахскими косами – «Надэс» (2023) испанского скульптора Жауме Пленсы, установленный на пересечении проспектов Аль-Фараби и Назарбаева, дарит момент тишины и созерцания посреди городского ритма.

Британско-нигерийский художник Йинка Шонибаре создал для музея «Скульптуру ветра (ТП) II» – 8-метровую алюминиевую композицию, которая напоминает парус, наполненный ветром. Вдохновленный тканями анкара, художник использует яркую ручную роспись, обращаясь к темам культурной идентичности и колониального наследия, которые являются центральными в его творчестве.

Постоянная коллекция

В основу коллекции Almaty Museum of Arts легла частная коллекция казахстанского предпринимателя Нурлана Смагулова, которая собиралась около 30 лет. На данный момент коллекция музея состоит из 700 работ казахстанских и международных художников.

Более 70% коллекции музея составляют произведения знаковых казахстанских художников XX века – Жанатая Шарденова, Токболата Тогузбаева, Мактума Кисамедина и Шаймардана Сариева. В собрание также входят работы ключевых фигур современного искусства Казахстана, таких как Рустам Хальфин, Сауле Сулейменова и Саид Атабеков.

Растущая коллекция искусства Центральной Азии представлена произведениями Диляры Каиповой (Узбекистан) и Жазгуль Мадазимовой (Кыргызстан).

Международный диалог в коллекции выражен в произведениях таких авторов, как Хадим Али (Австралия), Сюй Чжэнь (Китай) и Жаде Фадоютими (Великобритания), и других выдающихся представителей глобальной арт-сцены.

Среди недавних поступлений – произведения Бахыт Бубикановой, Елены и Виктора Воробьевых и Саяна Байгалиева.

График работы

Музей будет работать с 11:00 до 20:00 (вход до 19:00) со вторника по воскресенье (понедельник – выходной).

Стоимость стандартного билета – 2000 тенге, льготного (для школьников, студентов, пенсионеров) – 500 тенге.

Также предусмотрен бесплатный вход для определенных групп населения (дошкольников, людей с особыми потребностями, ветеранов), сообщает директор музея Татьяна Ходжаева.

Будущая программа

«Сегодня вы увидели две выставки, одна из которых – временная выставка Алмагуль Менлибаевой, которая проходит в зале «Ұлы дала». Этот зал у нас рассчитан для временных выставок – мы планируем, что в году будет две такие выставки. Одна из них будет создана музеем и посвящена центральноазиатским художникам или каким-то темам, которые близки нашим художникам. Другая выставка будет сделана в партнерстве с международным музеем или институцией», – рассказывает художественный руководитель музея Меруерт Калиева.

Она объясняет, что миссия музея, с одной стороны – собирать, изучать, сохранять и показывать центральноазиатское искусство. «С другой – привозить сюда лучшие примеры международного искусства и делать так, чтобы местная аудитория могла познакомиться с произведениями хрестоматийных художников», – обращает внимание спикер.

Музей задуман как живой культурный центр – с регулярно обновляющимися выставками, международными проектами, партнерствами с институциями и кураторами, а также образовательными программами и мастер-классами.

«Также мы планируем, что наша собирательская деятельность продолжится, и коллекция будет постоянно пополняться и меняться. В зале «Сарыарка» (для постоянной выставки – Ред.) мы планируем, что примерно каждые два года будем менять экспозицию и находить новые темы, истории, которые можем рассказать через работы из коллекции», – говорит Меруерт Калиева.

Основатель музея Нурлан Смагулов ответил на вопрос журналистов о том, есть ли работы, которые не получилось приобрести для Almaty Museum of Arts.

«Самые главные работы мы уже взяли. Мы не выставили еще одну работу. Я ее сразу не купил – это работа Яёи Кусамы. Я три года о ней думал, и наконец-то мы ее купили полгода назад. Через год она будет здесь стоять – это самая большая работа Яёи Кусамы из бронзы, которую я во всяком случае видел. А больше уже и места нет. И тогда нам нужно будет думать уже о продолжении этого музея. Но пока я боюсь об этом говорить», – сказал Нурлан Смагулов.

Журналисты решили развить эту тему, на что меценат ответил: «Что касается расширения музея, есть разные идеи. Но на данном этапе мы очень аккуратно к этому относимся. Нам надо закрепиться на данной позиции и показать, что мы можем в этой геолокации. Конечно, если мы увидим какую-то перспективу, востребованность и нужность этого всего, будем думать о разных формах расширения своей деятельности».

На вопрос журналистов о первой зарубежной выставке Меруерт Калиева ответила следующее: «Первую зарубежную выставку мы планируем летом 2026 года. Пока деталями не делимся, но обязательно об этом расскажем. Проекты с международными институциями, которыми уже можем поделиться: 3-4 октября у нас пройдет совместная конференция с лондонским музеем Tate Modern. Это будет конференция, посвященная искусству Центральной Азии и Кавказа – будет серия дискуссий, круглых столов и перформансов».

Также, по ее словам, в конце ноября у музея состоится совместный проект с Нью-Йоркским университетом при поддержке фонда Getty.

«Это проект, который продлится три года и будет проходить в трех разных городах: Алматы, Бишкеке и Лондоне. И мы станем первой площадкой», – делится художественный руководитель Almaty Museum of Arts.

Архитектура здания

Напомним, здание музея площадью 10 060 квадратных метров спроектировано британским архитектурным бюро Chapman Taylor – автором зданий в более 60 странах. Консультант по музейному планированию – международная консалтинговая компания Lord Cultural Resources, которая занималась проектами Музея современного искусства в Сан-Франциско, Музея Гуггенхайма в Бильбао, Музея исламского искусства Катара в Дохе, Центра Помпиду и Лувра в Париже. Инженерный проект музея был создан британской консалтинговой компанией Buro Happold, которая разрабатывала инженерные решения для Louvre Abu Dhabi, Британского музея в Лондоне, Музея LACMA в Лос-Анджелесе.

Выбранные материалы для облицовки фасада – юрский известняк, олицетворяющий Горы, и анодированный алюминий, символизирующий Город.

«Юрский известняк образовался в результате осадконакопления в районе тропических лагун от 140 до 220 млн лет назад. В нем много окаменелостей органического происхождения, что делает каждый кусок камня уникальным и неповторимым. Его добывают в единственном месте на планете – в Баварии в районе Регенсбурга», – рассказывал Нурлан Смагулов во время медиатура по строительной площадке музея в сентябре 2023 года. Он добавил, что из этого материала также был построен замок Вилибальдсбург ХIV века.

Вторая половина здания облицована анодированным алюминием. «Он используется в гражданском авиастроении, морской отрасли и производстве бронемашин. Это металл с исключительно прочным покрытием, в три раза тверже исходного материала и на 60% легче других конкурирующих металлов, таких как нержавеющая сталь и медь», – подчеркивал меценат.

Нурлан Смагулов также рассказывал о стали COR-TEN, которая представляет собой группу сплавов, не требующих окрашивания или нанесения защитных покрытий.

«Под воздействием атмосферных факторов этот материал образует на поверхности защитный слой, напоминающий ржавчину, что делает его очень устойчивым к коррозии. То есть он будет ржаветь и приобретать новую окраску. Все дверные и оконные проемы, а также входные группы будут сделаны из этого материала», – пояснял основатель Almaty Museum of Arts.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в