Проблемы европейского авторынка и перерождение Ford
Обзор новостей автомобильной отрасли
Авторынок ЕС: низы не могут, верхи не хотят…
Евросоюз несколько лет назад четко обозначил, что намерен отказаться от автомобилей с ДВС на ископаемом топливе и перейти на электромобили. По планам чиновников, это должно произойти в 2035 году. Однако пока электромобили занимают лишь 17% европейского рынка новых автомобилей (данные JATO за первую половину 2025 года), что существенно ниже прогнозов. На этом фоне растет недовольство автопроизводителей, которые последние годы были вынуждены вкладываться в разработку и производство электрокаров, чтобы потрафить властям, но теперь из-за этого фиксируют большие убытки или как минимум падение прибыли. Например, во втором квартале этого года чистая прибыль компании Mercedes‑Benz обвалилась с прошлогодних 3,06 млрд евро до 960 млн евро. Неудивительно, что руководитель немецкого автоконцерна и глава Европейской ассоциации автопроизводителей ACEA Ола Каллениус в интервью зарубежной прессе предупредил чиновников, что существующий курс на электромобилизацию может привести к краху автопрома Европы.
Ола Каллениус признает, что ЕС нужно проводить декарбонизацию (снижение выбросов CO2), но другими методами. Он призвал европейских чиновников учиться у Китая, который не вводил запретов на ДВС, а стимулировал продажи электромобилей с помощью субсидий. В результате сейчас продажи чисто топливных и электрифицированных машин (к ним относятся и подзаряжаемые гибриды) в КНР сравнялись. Причем 61% спроса внутри электрифицированного сегмента приходится на электромобили. Кроме того, одновременно с увеличением доли батарейных машин китайские власти планомерно наращивали количество зарядных станций. А электроэнергия в КНР стоит заметно дешевле бензина, что экономически мотивирует покупателей к переходу на электромобили. Ола Каллениус подчеркнул, что никто не инвестировал в электромобилизацию Европы больше, чем сами автопроизводители, потратив на это 250 млрд евро, и теперь настал черед властей тоже проявить себя, а не огораживать автопром квотами, штрафами и запретами.
Помимо прямого стимулирования спроса на электромобили, Ола Каллениус призвал власти поддержать спрос на любые новые автомобили. По его данным, на долю электрокаров сейчас приходится лишь 2% от автопарка Евросоюза, при этом по дорогам колесит более 250 млн топливных машин, чей средний возраст растет и уже превысил 12 лет. Такая статистика явно не способствует декарбонизации Старого Света. Также глава Mercedes предупредил о неизбежном «гаванском синдроме», когда в последние несколько лет перед запретом-2035 европейцы начнут массово скупать новые топливные автомобили, поскольку в дальнейшем их уже не будет. Это опять же неприятно отразится на «зеленой» статистике.
В целом Ола Каллениус предложил Европейской комиссии пересмотреть свою экологическую политику и сформировать ее новый сбалансированный курс вместе с автопроизводителями и другими участниками рынка. По его мнению, следующие 12 месяцев станут решающими для принятия новой стратегии. Ола Каллениус подытожил: если Евросоюз откажется принять объективную реальность, то европейский автопром «врежется в стену на полной скорости».
Ford: универсальный электрокар и сборочное дерево
Ford провел масштабную презентацию, в которой буквально пообещал переизобрести себя. А поможет ему в этом новая электромобильная платформа Universal EV, название которой отсылает к эпохальному автомобилю Ford Model T, в свое время преподнесенному как Universal Car. Более того, как и 120 лет назад, обещан не просто конкурентоспособный автомобиль (сейчас им должен стать электрический пикап), но и принципиально иной подход к его производству.
Презентацию провел глава компании Ford Джим Фарли, что еще раз подчеркивает значимость будущей архитектуры Universal EV. Заявлено, что построенные на ее основе электромобили будут использовать на 20% меньше комплектующих и на 25% меньше крепежных деталей, чем выпускаемые сейчас модели компании. В основном это достигается за счет использования крупноформатных элементов кузова, сделанных из алюминия. Их будут производить методом литья под давлением, схожим с технологией Giga Press фирмы Tesla. Помимо кузова, инженеры Ford пересмотрели электротехнику. Например, электропроводка будущего пикапа станет на 1,3 км короче и на 10 кг легче, чем у нынешнего кроссовера Mustang Mach-E. Специально для платформы Ford Universal EV разработаны новые литий-железо-фосфатные батареи с призматическими ячейками, которые легче и компактнее обычных, что позволит снизить массу машин и увеличить пространство в салоне.
Первенцем платформы Universal EV будет среднеразмерный пикап с двухрядной кабиной, дебют которого намечен на 2027 год. Объявлено, что его салон будет просторнее, чем у новейшего кроссовера Toyota RAV4. Также предусмотрен просторный передний багажник. Динамика будет соответствовать спорткару Mustang EcoBoost, то есть разгон до 60 миль в час (97 км/ч) займет около 5 секунд. Однако главным преимуществом перспективного электропикапа станет его цена — около 30 тыс. долларов. То есть с учетом инфляции первенец платформы Universal EV будет стоить столько же, сколько и его далекий предок Model T (около 650 долларов).
В дальнейшем на платформе Ford Universal EV должно появиться целое семейство доступных электромобилей, включая кроссоверы, минивэны и фургоны. Все они будут производиться на инновационном тройном конвейере. В отличие от классической сборочной линии новая разработка состоит из трех компактных ветвей, поэтому называется «сборочным деревом». На них станут параллельно собирать разные модули, а затем все они соединятся на финальном производственном участке. В результате сборка одного пикапа займет на 40% меньше времени, чем сейчас, хотя часть сэкономленных часов будет потрачена на усиленную проверку качества, поэтому итоговая скорость выпуска увеличится на 15%, что тоже неплохо. Помимо повышения производительности, новая схема упростит труд рабочих благодаря улучшенной эргономике сборочных постов.
Первым предприятием, где начнется выпуск электромобилей на платформе Universal EV и будет внедрен тройной конвейер, станет завод в Луисвилле (штат Кентукки). Сейчас там производят соплатформенные кроссоверы Ford Escape и Lincoln Corsair, их выпуск будет свернут в следующем году. При этом компания подчеркивает, что в Луисвилле сохранится 2200 рабочих мест, а еще 4000 сотрудников будет нанято в батарейный парк в Мичигане, где начнут выпускать призматические аккумуляторы нового поколения. Общий объем инвестиций в освоение электромобилей на платформе Universal EV оценивается в 5 млрд долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.