Пошлины ЕС на китайские электрокары, новый Bugatti и банкротство Fisker
Обзор новостей авторынкаЕС поднял пошлины на электромобили из КНР
Как и ожидалось, главный исполнительный орган Евросоюза принял решение поднять таможенные сборы за импорт китайских электромобилей. Но если администрация президента США просто закрыла свой рынок заградительными тарифами (100% для электромобилей и 25% для тяговых батарей и комплектующих), то европейцы пошли иным путем. В прошлом году Еврокомиссия инициировала расследование о нечестной конкуренции со стороны китайских автопроизводителей. Электромобилям из Китая вменяют нерыночное ценообразование за счет государственных субсидий, которых лишены европейские компании. Теперь назначены индивидуальные таможенные сборы, обоснованные «степенью вины» каждого конкретного производителя из КНР.
Пока известны «штрафные» таможенные ставки для трех фигурирующих в расследовании китайских компаний. Легче других отделалась фирма BYD, которой вменили 17,4% дополнительного сбора. Возможно, такая снисходительность связана с тем, что BYD поставляет в Европу не только легковые электрокары, но и электробусы, спецтехнику и отдельные аккумуляторы. Холдинг Geely обложили 20-процентной надбавкой, в результате чего подконтрольная ему марка Volvo объявила о расширении производства в Бельгии: там будет налажен выпуск электромобилей EX30 и EX90, которые планировали поставлять из Китая. А тяжелее всего придется государственному концерну SAIC и его весьма популярной в Европе марке MG: плюс 38,1% к таможенным сборам. Важно, что указанные проценты - это надбавка к общей для всех импортируемых электромобилей пошлине в 10%.
Евросоюз начнет взимать дополнительные сборы уже с июля, несмотря на то, что завершение расследования о нечестной конкуренции намечено на ноябрь. Более того, Еврокомиссия уже грозит другим китайским производителям допсбором в 38,1%, если они не будут сотрудничать со следствием. Согласным компаниям обещают 21%. Причем под раздачу могут попасть не только китайские компании, но и «европейцы». Например, BMW поставляет в Европу из КНР кроссоверы iX3 и электрические Mini, а Renault - хэтчбеки Dacia Spring. Даже Tesla продает в ЕС седаны Model 3 китайского производства.
Компании BMW, Mercedes и Volkswagen негативно оценивают новые таможенные правила, опасаясь ответных мер, которые могут больно ударить по всей немецкой автоиндустрии. Еще раньше «антикитайские» пошлины раскритиковало руководство концерна Stellantis. Илон Маск также заявил, что ни он, ни Tesla не просили об этих пошлинах и были сильно удивлены их введению.
Tourbillon, новый король гиперкаров
Bugatti представила преемника модели Chiron, который символизирует уход от технологий концерна Volkswagen. Разработкой нового гиперкара занималось СП Bugatti Rimac, образованное три года назад.
Bugatti Tourbillon - гибридное купе, пропитанное аналоговым духом. Об этом говорит даже название: если Veyron и Chiron чествовали гонщиков, выступавших на автомобилях Bugatti, то новую модель назвали в честь турбийона - сложнейшего механизма, который нивелирует влияние земного притяжения на точность хода часов.
На первый взгляд, Tourbillon похож на Chiron: схожий разрез фар, знакомый силуэт и залихватские полуовальные вырезы на боковинах. Шеф-дизайнер Bugatti Фрэнк Хейл заявил, что фамильное сходство сохранено намеренно и как раз потому, что на самом деле новый гиперкар не имеет ни одной общей детали с предшественником. Если базовый Chiron был 4544 мм в длину, то Tourbillon имеет 4671 мм. Колесная база выросла не так заметно: 2740 мм вместо 2711 мм. Ширина почти не изменилась - 2051 мм. А высота уменьшилась с 1212 мм до 1189 мм. Сзади расположено подъемное антикрыло, но еще сильнее на аэродинамику влияет огромный диффузор, который начинается практически в середине днища машины и плавно поднимает воздушный поток.
Место мотора W16 8.0 с четырьмя турбокомпрессорами занял полностью новый атмосферный двигатель V16 8.3, разработанный совместно с Cosworth. Длина его блока с 90-градусным развалом составляет почти метр, и при этом мотор сможет раскручиваться до 9000 об/мин! Отдача - 1000 л.с. и 900 Нм. Такие показатели можно снять и с турбированного V8, но в Bugatti намеренно не стали этого делать, ведь количество цилиндров - это в первую очередь престиж и исключительность. Сам Этторе Бугатти говорил, что «если Bugatti не исключительны, то это уже не Bugatti».
ДВС помогают три электромотора. Один (на 340 л.с. и 240 Нм) встроен в 8-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, который установлен в заднем свесе. Этот тандем приводит задние колеса через дифференциал с электронным управлением. Еще два 340-сильных электродвигателя вращают каждый свое переднее колесо. Общая мощность гибридной системы составляет 1800 л.с., тогда как Chiron имел максимум 1600 л.с. За питание электромоторов отвечает Т-образная тяговая батарея емкостью 24,8 кВт·ч, модули которой размещены в центральном тоннеле и за сиденьями. Она имеет рабочее напряжение 800 вольт и развитую систему терморегуляции. Tourbillon может ездить в чисто электрическом режиме, полного заряда должно хватить на 60-70 км.
Интересно, что инженерам удалось сделать гибридный гиперкар легче бензинового предшественника. Пусть и на символический 1 кг: заявлена снаряженная масса 1995 кг, тогда как Chiron весил 1996 кг. На тяговую батарею приходится примерно 200 кг, еще 100 кг - на электромоторы, однако в сумме те же 300 кг давали четыре турбокомпрессора, огромные интеркулеры, сложнейшая система охлаждения и трансмиссия с постоянным полным приводом. Разработчики оптимизировали и другие детали: например, ажурные рычаги подвески, сделанные методом 3D-печати, на 45% легче обычных.
Максимальная скорость Tourbillon - 445 км/ч против 440 км/ч у дорожных версий Chiron (рекордные прототипы набирали до 490 км/ч). По традиции Bugatti достичь максимума можно только с использованием специального ключа, который отключает ограничитель, настроенный на 380 км/ч. Разгон до 100 км/ч происходит за 2,0 секунды, до 200 км/ч - менее 5 секунд, до 300 км/ч - в районе 10 секунд, а до 400 км/ч - менее 25 секунд. Точные показатели будут обнародованы после сертификационных испытаний, но результат Chiron (32,6 секунды до 400 км/ч) все равно превзойден с огромным запасом.
Отказ от узлов трансмиссии в пользу тяговой батареи позволил сделать центральный тоннель в салоне более компактным, поэтому сиденья установлены ближе друг к другу. Более свободная планировка салона также позволила установить подъемные двери вместо распашных. Интерьер Tourbillon разработчики называют «цифровым детоксом». Аналоговая комбинация приборов в титановом корпусе закреплена на неподвижной ступице руля. Многочисленные шестеренки привода стрелок выставлены напоказ, как в дорогих часах. Центральная шкала сочетает спидометр и тахометр с соосными стрелками, а справа расположен указатель развиваемой мощности так же с отдельными стрелками для ДВС и электросистемы. Даже уровень заряда в батарее отображает стрелочный прибор. Обод руля закреплен на двух спицах, которые при нулевом положении расположены сверху и снизу. Управление климат-контролем на узкой центральной консоли тоже аналоговое - с помощью вращающихся рукояток. Но есть и дисплей системы мультимедиа - он прячется в передней панели, выезжая только при необходимости. Кресла лишены регулировок, вместо этого водитель может настроить положение педального узла. Разумеется, в отделке салона использованы самые дорогие натуральные материалы.
Если Bugatti Veyron на старте продаж стоил 1,1 млн евро, а за Chiron после дебюта просили 2,4 млн евро, то Tourbillon оценен минимум в 3,6 млн евро. Компания уже открыла прием заказов, но объявленный тираж - всего 250 экземпляров, что вдвое меньше, чем у Chiron. Первые товарные машины передадут заказчикам в 2026 году.
Fisker банкрот
Как и ожидалось, американский производитель электромобилей Fisker Inc обанкротился.
В конце зимы всплыла информация о 463 миллионах долларов убытков компании лишь за последний квартал 2023 года и увольнении 15% персонала, а также активном поиске крупного автопроизводителя для дальнейшего сотрудничества. К тому моменту переговоры с потенциальным инвестором велись уже несколько месяцев и явно были непростыми. Ведь владелец компании Хенрик Фискер просил не только финансовые вливания, но и готовую электрическую платформу, и производственную площадку в США... Одно время в переговорах участвовал Nissan, но в итоге решил отказаться от столь сомнительного сотрудничества. Затем Fisker остановил торги своих акций на бирже после их колоссального обвала (в марте цена упала в десять раз). На этом фоне единственная серийная модель Fisker Ocean получила множество нелестных отзывов. Выяснилось, что Ocean плох практически во всем, начиная с неисправных электронных систем и заканчивая плохим качеством сборки. В 2023 году компания продала лишь 4929 таких кроссоверов, а в 2024-м начала усиленно снижать цены - с 39 до 25 тысяч долларов (и даже до 20 тысяч для своих сотрудников)... Немногие владельцы Fisker Ocean столкнулись с отсутствием запчастей и должного гарантийного обслуживания. В итоге контрактное производство на австрийском заводе Magna Steyr было остановлено.
Сама фирма винит в своем банкротстве внешние обстоятельства: «Как и другие компании в отрасли электромобилей, мы столкнулись с различными рыночными и макроэкономическими факторами, которые повлияли на нашу способность эффективно работать». Надо добавить, что для Хенрика Фискера это уже второе банкротство собственного бизнеса. В 2013 году пошла на дно компания Fisker Automotive, известная моделью Karma, но ее в итоге выкупили китайские инвесторы и переименовали в Karma Automotive.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.