Жизнь KFC началась с пожара
Гарланд Сандерс основал свое детище в преклонном возрасте, пройдя через множество неудач9 сентября 1890 года в городке Генривилле, штат Индиана, на свет появился мальчик. Родители назвали его Гарланд. Его отец Вильбур Девид Сандерс умер, когда Гарланду было 6 лет. Мама работала не покладая рук, чтобы в одиночку прокормить троих детей. Гарланд был старшим сыном, поэтому отвечал за приготовление еды в доме. В школе он проучился только до 7 класса, забрал документы, чтобы полностью посвятить себя зарабатыванию денег.
Когда армия США начала призыв добровольцев для оккупации Кубы, Гарланд воспользовался шансом, подделал документы и в 16 лет вступил в подразделение тылового обеспечения, где в основном занимался выгребанием конского навоза в армейских конюшнях, похудев на службе на 20 кг. Вернувшись из армии, Гарланд сменил множество занятий: помощник кузнеца, мойщик железнодорожных вагонов, кочегар. В этот период жизни Дэвид встречает и влюбляется в прекрасную девушку Клавдию, которая будет поддерживать его всю супружескую жизнь, у них родились дети.
После женитьбы Сандерс основал паромную компанию, сам управлял судном, которое ходило по реке Огайо и курсировало между Луисвиллем и Джефферсонвиллем в Кентукки. Одновременно Гарланд был секретарем Торговой палаты в городке Колумбус, позже там же он продал акции своей паромной компании, чтобы основать компанию по производству ацетиленовых ламп. Но она не выдержала конкуренции с конкурентами и закрылась.
Постоянная нехватка денег, отсутствие перспектив заставляют мужчину изменить мировоззрение. Гарланд решается открыть собственное дело – автосервис на трассе, соединяющей север и юг страны. Автомастерская пользовалась большим спросом у владельцев машин. Предприятие начало приносить хорошую прибыль. Работая в мастерской, Сандерс заметил тенденцию, которая в будущем принесла ему миллионы. Большинство автотуристов путешествуют голодными. Гарланд решил рядом с мастерской открыть мини-закусочную.
В одном из интервью, уже будучи богатым и известным, бизнесмен вспоминал: «Я бросил две горсти курицы в муку и перемешал с остальными приправами. Когда я ее поджарил, это была лучшая курица, которую я когда-либо пробовал в своей жизни. И с тех пор я ни разу не менял свои ингредиенты».
За плитой он стоял сам, а основу скромного меню составлял жареный цыпленок — коронное блюдо Сандерса. У заведения появились свои завсегдатаи, а выручка постепенно перекрыла доходы от автозаправки. Поклонников было так много, что в 1935 году губернатор штата Кентукки жаловал Сандерсу звание почетного полковника — с формулировкой «За вклад в развитие придорожного общественного питания».
Когда Гарланду было 49 лет, он купил мотель в Северной Каролине и превратил его в ресторан, где планировал готовить по своему «секретному рецепту». Но здание было уничтожено пожаром в том же году. Тогда полковник перестроил мотель с рестораном, способным вместить больше 140 человек.
К сожалению или к счастью, но этот бизнес провалился: во время Второй мировой войны открылась новая межштатная автомагистраль I-75, прекратившая поток туристов к заведению Сандерса, расположенного на 25 федеральном шоссе. Сандерсу пришлось закрыть свой ресторан, вместо этого он стал управлять кафетериями для правительства. Параллельно с этим во время вынужденного простоя полковник много экспериментировал со своим рецептом, в результате в него вошли 11 трав и специй, а куриное мясо жарилось под давлением в специальной фритюрнице-скороварке. В будущем рецепт станет эталонным, его будут использовать в ресторанах KFC в неизменном виде и по сей день.
Больше 10 лет полковник Сандерс занимался любимым делом и кормил путешественников, пока в начале 1950-х неподалеку от Корбина не проложили новую автомагистраль. Поток посетителей кафе моментально иссяк. Бросив кафетерии, Гарланд, у которого было немного сбережений и 105 долларов в месяц от социального обеспечения, отправился вместе с женой в рестораны и закусочные, готовил на глазах у их владельцев курицу по своему рецепту, угощал посетителей и убеждал владельцев стать его партнером. За право включить в меню блюдо, придуманное полковником, рестораторы должны были платить роялти — четыре цента с каждой проданной порции. Те, кто соглашались, не жалели о своем решении - слава о потрясающе вкусной курице разошлась далеко за пределы родного штата. В некоторых заведениях выручка после подписания договора с Сандерсом выросла втрое.
Находка оказалась настолько удачной, что авторитетный кулинарный критик Дункан Хайнс даже включил Sanders Cafe в свой путеводитель по американским ресторанам. Цыплята полковника там приравнивались к особой достопримечательности Кентукки. В 1950 году губернатор Лоуренс Уэтерби вновь присудил Сандерсу звание полковника Кентукки, после чего предприниматель начал создавать подходящий статусу имидж. Он отрастил эспаньолку, стал выходить в свет в сюртуке, который впоследствии заменил на белый костюм, носить галстук-боло.
Партнеры Сандерса зачастую оказывались большими энтузиастами своего дела и помогали полковнику творческими идеями. Например, первый франчайзи Пит Харман, именно с его подачи был придуман бренд Kentucky Fried Chicken, чтобы посетители не путали его с обжаренным во фритюре «южным цыпленком» в других ресторанах, в 1957 году предложил подавать курицу в баскетах — бумажных ведерках, куда складывались жареные ножки или кусочки филе, а также булочки и соус. Идея родилась после того, как Гарланд Сандерс рассказал ему о том, что поставщик тары перепутал заказ и по ошибке прислал партию из 500 ведерок. Корзинки с курицей с тех пор стали одной из самых продаваемых позиций в меню ресторанов KFC. К середине 1960-х полковник Сандерс подключил к франшизе Kentucky Fried Chicken 600 ресторанов и кафе по всей территории США. Ему исполнилось 74 года, и заниматься развитием бизнеса становилось все сложнее. Поэтому в 1964 году он продал свою долю за 2 млн долларов группе инвесторов.
Новые владельцы KFC были нацелены на то, чтобы превратить успешный бизнес в действительно процветающий. В 1966 году акции компании начали продаваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. К ней продолжали активно подключаться новые партнеры, в том числе и за рубежом: в Австралии, Канаде, Европе. К 1971 году число заведений сети превысило 3500 точек по всему миру.
Полковник Сандерс по-прежнему оставался лицом компании: летал по странам, где открывались рестораны KFC, участвовал в благотворительных мероприятиях и детских праздниках, постепенно укрепляя статус национальной знаменитости. В 1976 году его даже признали вторым по узнаваемости человеком в мире. Остаток жизни полковник посвятил отдыху: развлекался, играл в гольф, много путешествовал. Также совместно с супругой он занимался развитием своего нового ресторана Claudia Sanders Dinner House. Гарланд Сандерс умер от лейкемии в возрасте 90 лет и был похоронен в Луисвилле в своем фирменном белом костюме и черном галстуке. При жизни он никогда не сдерживался, если видел что-то, что ему не нравилось. Однажды, например, он заявил, что еда в одном из ресторанов ужасно невкусная, а соус просто отвратителен. Полковник заявил, что он похож на клей для обоев и что такое есть вообще нельзя. Все мечты этого человека сбылись – ему удалось наполнить жизнь смыслом и стать счастливым. Большую часть своего состояния он завещал передать на благотворительность. Лицо Гарланда Сандерса и поныне остается логотипом KFC.
Увы, управление Брауна было неэффективным: он часто действовал наугад, не мог заразить коллектив достаточной мотивацией. В итоге в июле 1971-го сеть впервые за свою историю выдала отчет об убыточном полугодии. Было ясно, что бизнес разросся настолько, что стал для нового владельца неуправляемым. В конце концов Джон продал рестораны коннектикутской корпорации Heublein за 285 млн долларов.
Дела компании шли неважно —продвижение на международных направлениях проваливалось. Новая страница истории KFC началась с приходом к управлению Майкла Майлза, который обновил устаревший дизайн кафе, увеличил присутствие бренда до 48 стран мира, а его годовая выручка выросла до 2 млрд долларов.
В Heublein понимали, что не могут вести бизнес на прежних оборотах и, опасаясь поглощения агрессивными конкурентами, продали компанию табачной корпорации J. R. Reynolds. Та, в свою очередь в 1986 заключает сделку с PepsiCo. Рестораны KFC покупают по балансовой стоимости — 850 млн долларов. Главой сети назначили Джона Крэйнора. Прежде всего, он вкладывался в реструктуризацию приобретенной ресторанной сети, ремонт заведений и оснащение новыми компьютерными системами, упрощающими связь с главным офисом и выдачей заказов. Только за 1986-1991 открывают 2 тыс. новых точек — всего их стало 8500. Прибыль выросла с 3,5 млрд долларов до 6,2 млрд долларов. Вместе с тем приходилось конкурировать с конкурентами на рынке куриных блюд — El Pollo Loco и Burger King.
В 1991году бренд получил современное название. Избавление от слова «жареный» произошло в ходе всемирного увлечения ЗОЖ. В девяностых появились новые позиции: hot wings (острые крылья), popcorn chicken (куриный попкорн), zinger (бургер с острым филе), утреннее меню (куриная колбаса, яичница, омлеты). Но продажи в США сокращались, к 1993 году основная доля прибыли приходилась на зарубежные точки. Больше всех отличался Азиатско-Тихоокеанский регион: Япония, Китай, Индонезия, Южная Корея, Таиланд.
К 1993 году сеть насчитывала 9 400 заведений и 100 тыс. сотрудников. Однако к августу 1997-го Pepsico была вынуждена признать, что общепит-департамент - KFC, Pizza Hut и Taco Bell – неэффективен. Его выделили в отдельную компанию Tricon Global Restaurants. В мае 2002-го она была переименована в Yum! Brands. По состоянию на декабрь 2013 года KFC по объему продаж уступала только McDonald’s. В 2016 году работало уже 15 тыс. заведений в 125 странах.
Вряд ли что-то еще покрыто такой же завесой тайны, как смесь приправ для курочки, придуманная лично Harland Sanders. Рецепт знали только он сам и его вторая жена, Клаудия Лидингтон. Еще одним человеком, кому, казалось, раскрылся секрет, оказался племянник ресторатора Joe Ledington. Он случайно нашел список ингредиентов на обратной стороне старого документа из семейного альбома. На эту новость правление Yum Brands даже выпустило целый пресс-релиз!
Бренд заверил, что настоящий рецепт Сандерса не мог оказаться в руках у Джо. Ведь та заветная бумажка с рецептом, написанным в 1940 году, находится только у них. И спрятана получше иглы Кощея: листочек находится в сейфе с заумным цифровым замком, а сам сейф — в бетонном пуленепробиваемом хранилище со стенами толщиной 60 см. За всем этим комплексом ведется круглосуточное наблюдение, а по периметру тайного места установлена уйма датчиков движения для обеспечения полной секретности состава приправы.
Сам полковник Сандерс, как мог, пытался снизить интерес публики к своему открытию: «Там только соль да перец, а все остальные ингредиенты вы без труда найдете на своей кухне». Но при этом хитрый Харланд не стал даже патентовать Изобретение, ведь после завершения срока действия патента рецепт бы стал доступным всем. Впрочем, гурманы, проанализировав курочку из КФС, уже давно выпустили в свободный доступ примерный состав «11 трав и специй» (в столовых ложках): паприка — 4, молотый белый перец — 3, соленый сухой измельченный чеснок — 2, сельдерейная соль — 1, сухая горчица — 1, молотый черный перец — 1, молотый имбирь — 1, высушенные листья чабреца — ½, сушеный базилик — ½, соль — ⅔, сухие листья орегано (душицы) — ⅓.
В KFC же заверяют, что даже полного повторения оригинального рецепта мало, чтобы приготовить фирменную курочку Сандерса. Здесь используют мясо птицы определенного возраста — более того, цыплят кормят по специальному меню. Само блюдо готовят только на гидрированном растительном масле, которое также влияет на вкус конечного продукта.
KFC стал первым в Казахстане глобальным брендом в сегменте фастфуда. Ресторан KFC открылся 25 октября 2010 году в MEGA Astana, тогда еще под совместным с «Ростиксом» брендом, а затем и в Mega Alma-Ata. После глобальной продажи сети «Ростикс» во всех существующих ранее точках были открыты рестораны KFC.
KFC в 2019 году запустила в одном из ресторанов в Атланте веганские Beyond Fried Chicken с заменителями курятины. Также в меню этого ресторана включили «бескостные крылья» от того же производителя. Крылья стоили 1 доллар за штуку, а наггетсы - 6,49 доллара за шесть штук и 8,49 доллара за дюжину.
Глобальная сеть ресторанов быстрого питания KFC по итогам 2022 года насчитывала более 27,7 тыс. ресторанов по всему миру. Это рост в сравнении с 26,9 тыс. ресторанов в предыдущем году.
По данным Brand Finance, KFC занял третье место в рейтинге самых дорогих ресторанных брендов мира в 2022 году, его стоимость составила 17,7 млрд долларов. На первом месте оказался Starbucks (53,4 млрд долларов), на втором - McDonald’s (36,9 млрд долларов).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.