Электро-«зажигалка» от Hyundai и гипер-GT от Koenigsegg
Новости авторынка за неделю«Горячий» Ioniq 5
Спортивное N-подразделение компании Hyundai представило свой первый серийный электромобиль. За последние три года были построены электрические прототипы Hyundai RM20e, RN22e и N Vision 74, на которых отрабатывали разные технические и компоновочные решения, а в итоге первый N-электромобиль создан на базе хэтчбека Hyundai Ioniq 5.
Кузов N-версии для повышения жесткости дополнительно имеет 42 точки сварки и 2,1 м клеевых соединений. Усилены подрамники и крепления двигателей и тяговой батареи. Более жестким сделано и крепление рулевой колонки, а сам механизм с усилителем на рейке перекалиброван. У всех колес приводные валы выполнены единой деталью со ступицей - такая конструкция на 10% легче и на 55% жестче традиционной составной.
Как и базовая модель, Ioniq 5 N имеет двухмоторный полный привод, но с оригинальными, более выносливыми электромоторами, которые могут раскручиваться до 21000 об/мин. Передний выдает 226 л.с., задний - 383 л.с., то есть их совокупная мощность составляет 609 л.с. Но в самом экстремальном режиме N Grin Boost (активируется красной кнопкой на руле) оба двигателя на 10 секунд могут повысить пиковую мощность, и в сумме получится уже 650 л.с. и 770 Нм.
Задний дифференциал - с электронноуправляемой блокировкой. Но у N-версии есть и множество других примочек. Например, система N Drift Optimizer не только меняет распределение тяги для дрифта, но также активирует скачок тяги, имитируя резко брошенное сцепление. N Active Sound - это система имитации звука двигателя, причем не только в салоне (использованы восемь динамиков аудиосистемы), но и снаружи (установлены два динамика в корме). На выбор - три звуковые темы: двухлитровая бензиновая турбочетверка, электромоторы прототипа RN22e и… реактивные двигатели истребителя. Плюс Ioniq 5 N может имитировать переключение восьми передач: система N e-shift работает не только со звуком, но также кратковременно прерывает тягу электромоторов.
Впрочем, и без этих имитаций Hyundai Ioniq 5 N снаряженной массой 2250 кг может порадовать динамикой. Разгон до «сотни» - за 3,4 секунды, максимальная скорость - 260 км/ч. Заниженная на 20 мм подвеска доводилась на гоночных трассах, включая Нюрбургринг. Передние тормоза - с четырехпоршневыми механизмами и дисками диаметром 400 мм, сзади - простые плавающие скобы и диски на 360 мм. Плюс очень эффективная система рекуперации, позволяющая развить замедление до 0,6g. В спортивных ездовых режимах электроника допускает торможение левой ногой, не прерывая тягу.
Батарея емкостью 84 кВт·ч имеет развитую систему термостатирования с отдельным радиатором. Перед выездом на гоночную трассу аккумулятор можно предварительно прогреть и вывести на рабочую температуру. Мощность зарядного устройства постоянного тока - 350 кВт. А вот дальность хода на одной зарядке пока не сообщается.
Снаружи Ioniq 5 N отличается от базовой пятидверки агрессивным обвесом (он увеличил длину машины на 80 мм), расширенными колесными арками (плюс 50 мм к ширине), крупным спойлером на корме, а также оригинальными дисками диаметром 21 дюйм. В салоне - другой руль, спортивные передние кресла (они установлены на 20 мм ниже базовых) и другая графика приборного экрана.
На рынок драйверский Hyundai Ioniq 5 N выйдет только весной 2024 года. Зато уже обещано скорое расширение гаммы N-электромобилей.
Доработанная Gemera
Показанный три года назад четырехместный гипер-GT Koenigsegg Gemera стал уникальным образцом высокой инженерной школы. Чего стоит один только 3-цилиндровый битурбомотор без распредвалов… Плюс трансмиссия без привычной коробки передач и три тяговых электромотора. Оставалось лишь дождаться, когда запустят мелкосерийное производство. Но на пути к условному конвейеру гибридная Gemera подверглась серьезному реинжинирингу.
Первое изменение - отказ от трансмиссии Direct Drive, которая изначально появилась на Koenigsegg Regera и включает только одноступенчатый редуктор и гидравлическую муфту. Модернизированная Gemera оснащена коробкой передач LSTT (Light Speed Tourbillon Transmission). Это доработанная версия и без того сложнейшей трансмиссии LST (Light Speed Transmission) от гиперкара Koenigsegg Jesko. Трехвальная коробка имеет девять передач, для переключения которых установлено шесть мокрых сцеплений, плюс отдельный фрикцион для заднего хода. А главная особенность версии LSTT - дополнительные бортовые сцепления для изменения вектора тяги. Привычного маховика нет.
Вместо трех тяговых электромоторов Quark (один на передней оси и два на задней) модернизированная Gemera оснащена только одним мотором нового поколения Dark Matter. Это собственная разработка Koenigsegg: агрегат сочетает технологии моторов с радиальным и осевым магнитным потоком, поэтому имеет шесть фаз. Инженеры называют такой гибридный агрегат термином Raxial Flux (от слов Radial и Axial). Электродвигатель массой всего 39 кг расположен на передней оси продольно, выдает 800 л.с. и 1250 Нм, плюс здесь тоже есть бортовые фрикционы для изменения вектора тяги.
ДВС сохранен: за кабиной в пределах базы установлен тот самый 3-цилиндровый двигатель TFG (Tiny Friendly Giant), который теперь лишен электрического довеска и вращает задние колеса через трансмиссию LSTT. У мотора нет распределительных валов - каждый клапан приводится электропневматическим актуатором. По сути, это пневмоцилиндр, давление в котором контролируется электроникой. Благодаря этому клапаны можно открывать и закрывать практически в произвольный момент, а также свободно изменять их подъем.
2.0-литровый мотор оснащен двумя турбокомпрессорами, каждый из которых присоединен к «своим» выпускным клапанам цилиндров. При низких нагрузках работает только одна турбина, а вторая подключается по мере необходимости. Электроника может гибко отключать цилиндры и переводить двигатель на работу по циклу Миллера. Отдача - 600 л.с. и 600 Нм, а вкупе с электромотором суммарная мощность гибридной системы достигает 1400 л.с. и 1850 Нм. Это заметно меньше, чем обещанные 1723 л.с. и 3500 Нм в первоначальной конфигурации с тремя электромоторами. Но теперь Gemera предложена в еще одной версии - с двигателем Hot V8 вместо «крохотного дружелюбного гиганта».
Это почти такой же мотор 5.0 битурбо, как у Koenigsegg Jesko. Разместить его в отсеке за сиденьями удалось как раз благодаря отказу от прежней трансмиссии Direct Drive (LSTT заметно компактнее) и дополнительных электродвигателей. Плюс турбокомпрессоры установлены в развале блока (поэтому двигатель и называется Hot V8), ибо по бокам от него места уже не было.
Могучая «восьмерка» выдает 1500 л.с. и 1500 Нм. Вместе с электромотором пиковая мощность гибридной системы достигает 2300 л.с., и разработчики называют это рекордом для серийных автомобилей. Суммарный крутящий момент - 2750 Нм. В любом случае Gemera оснащена 850-вольтовым тяговым аккумулятором емкостью 14 кВт·ч и топливным баком на 115 литров. Динамические характеристики пока не раскрываются.
Что еще изменилось в неординарной модели? Немного пересмотрена конфигурация аэродинамики, под фарами появились дополнительные воздуховоды, а вместо боковых камер заднего вида теперь обычные зеркала. В четырехместном салоне изменены крепление ремней безопасности и обивка.
Для выпуска Gemera Koenigsegg строит отдельный производственный комплекс Gripen Atelier по соседству с основной площадкой. Новая фабрика должна быть готова к концу этого года, но начало производства запланировано на конец 2024-го. Базовый гипер-GT с мотором TFG будет стоить примерно 1,7 млн евро, а версия с двигателем V8 - на 400 тысяч дороже. Запланированный тираж - 300 экземпляров.
Рубрику подготовил Диаз Абылкасов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.