Что озолотило Haribo?
История одной из самых знаменитых компаний ГерманииСемьи с детьми, да, наверное, и не только они, во всем мире знают, каково это – жевать сладких, нежных на вкус мармеладных мишек Haribo. Бренд принадлежит немецкой группе компаний Haribo-Holding GmbH & Co, и ему уже больше 100 лет. Когда и при каких условиях он появился? Все благодаря кондитеру Хансу Ригелю.
Он родился 3 апреля 1893 года в семье Питера и Агнес Ригель. В то время семья жила в пригороде небольшого немецкого города Бонн. В 6 лет Ханса отдали учиться в частную городскую католическую гимназию. После ее окончания он в течение 5 лет стажировался в качестве кондитера в компании Kleutgen&Meier, позже семья Ригель купит ее. Когда началась Первая мировая война, будущий бизнесмен ушел на фронт, а, вернувшись оттуда, стал работать кондитером в конфетном цехе фабрики Heinen. Он настолько хорошо зарекомендовал себя, что через несколько лет стал партнером владельца, а компания стала называться Heinen & Riegel.
Когда Хансу исполнилось 27 лет, то есть в 1920 году, он решил стать самостоятельным, открыв собственную фабрику в Бонне, и назвал ее Haribo. На самом деле это аббревиатура, состоящая из первых двух букв его имени, фамилии и названия города - Hans Riegel Bonn. Первый цех Ригеля располагался в доме на Бергштрассе в районе Кессених. Первым сотрудником Ханса стала его супруга Гертруда, на которой он женился спустя год после того, как начал свой бизнес.
Прошло 2 года, как Ригель стал самодостаточным кондитером и предпринимателем, когда ему в голову пришла отличная идея: выпускать фигурки танцующих медведей, сделанные из фруктового мармелада. Это не были привычные для нас харибовские мишки. Танцующие медведи были не только больше, но и мягче, поскольку для их изготовления вместо желатина Ханс использовал прозрачную смолу, состоящую из высохшего сока различных видов акаций. Медведи так пришлись по вкусу жителям Бонна, что прибыль от их продажи позволила Ригелям купить первый автомобиль, который они стали использовать для доставки своей продукции магазинам. Гертруде больше не приходилось развозить ее на велосипеде.
Хорошо шел не только семейный бизнес. В 1923 году у супружеской четы родился первенец, которого родители назвали Хансом, а в 1924-м на свет появилась Анита Ригель. Когда прошло еще 2 года, Гертруда родила сына Пауля.
Новый вид сладостей – лакричные палочки Haribo стала производить в 1925 году, спрос на них также превзошел все ожидания, поэтому продуктовая линейка бренда пополнилась лакричными улитками и медведями.
Если Ригели были довольны тем, как шли их дела в 1920-х, то какова же была их радость в 1930-х годах, когда бизнес компании бурно развивался. Они построили новую фабрику в Бонне, запустили первую механизированную производственную линию. Но самое главное – начали экспансию внешнего рынка. Haribo открыла первое представительство в Копенгагене. Все благодаря тому, что Ханс Ригель умело налаживал деловые связи с именитыми датскими кондитерами.
До начала Второй мировой войны на производстве компании работало больше 400 сотрудников. Ригели экспортировали свою продукцию в Чехию, Польшу, Австрию, Швейцарию, Бельгию. Объемы производства резко упали во время войны, в первую очередь из-за постоянно растущей нехватки сырья.
Конец 1940-х годов оказался для Haribo сложным. Главным ударом стала неожиданная смерть Ханса Ригеля-старшего. Он скончался в Бонне 31 марта 1945 года в возрасте 52 лет и был похоронен там же на кладбище Зюдфридхоф. Сначала управление компанией взяла на себя его супруга Гертруда, но ровно до тех пор, пока с фронта не вернулись их сыновья. Ханс Ригель-младший взял на себя коммерческую часть бизнеса, маркетинг и продажи, а Пауль руководил исследованиями и разработкой продуктов и почти никогда не появлялся на публике.
Вместе они стали отличным тандемом, под их умелым руководством Haribo росла и развивалась на глазах. Уже к 1950 году производство расширилось настолько, что на фабрике работало больше 1000 человек.
Через 7 лет Ханс принял решение купить компанию Kleutgen & Meier в Годесберге, где его отец получил свою первую работу.
А вот легендарные современные мишки Haribo появились в 1960 году благодаря решению Пауля, он назвал их «Золотыми медведями», и они действительно озолотили компанию, впоследствии заменив собой танцующих медведей. Причем они сразу же после появления получили настолько большую популярность в Германии, что Ригели быстренько их запатентовали.
Ханс-младший, как хороший бизнесмен, не хотел довольствоваться возникшим спросом, поэтому запустил рекламную кампанию. Первый телевизионный ролик со знаменитым слоганом «Детям, взрослым повезло – всем на радость Haribo!» вышел на экраны в 1962 году. После этого было еще несколько, с разными сюжетами и героями, но девиз оставался тем же.
Вместе с тем компания продолжала расширять свое присутствие за границей. Если до войны она только поставляла мишек в Бельгию и ряд других стран, то после ее окончания она открыла филиалы в Голландии, Франции, Испании, Великобритании, США. Что важно, Ханс не использовал для этого никакие банковские кредиты, не занимал деньги у друзей. Он извлек хороший урок из ситуации, когда из-за просроченной выплаты представители немецкого банка опечатали производство.
Пора слияний и поглощений Haribo пришлась на 1960-1970 годы. В 1961 году Haribo купила компанию Bonera Industrie en Handelsmaatschappij NV в Бреде и переименовала ее в Haribo Nederland BV, в 1967 году - приобрела акции французской кондитерской фабрики Lorette из Марселя, назвав ее Haribo-France SA, в 1968 году - купила акции компании Dr. Hillers, в 1971-м - приобрела контрольный пакет акций Bären-Schmidt, в 1972 году - долю в английской компании Dunhills, которая была полностью поглощена в 1994 году. Кроме того, в 1970-х годах у бренда появились торговые представительства в Австрии и Швеции.
Вернемся к любимым детьми мишкам Haribo. Подстраиваясь под потребности родителей, компания меняла свое детище. Их силуэт утратил четкие грани, а цвета поблекли, поскольку в мармелад перестали добавлять яркие искусственные красители. Их заменили на натуральные фруктовые и овощные концентраты.
Интересно, что киноиндустрия сыграла в пользу компании. Популярность мармеладных мишек взлетела вверх после того, как в 1981 году на экраны вышел мультсериал «Мишки Гамми» киностудии Disney. Дело в том, что гамми — это немецкое название мармелада, и персонажи мультика ассоциировались с мишками Haribo.
Кстати, бренд даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что в 1991 году его амбассадором стал шоумен Томас Готшалк. Его сотрудничество с компанией продлилось 24 года и стало самым длительным пиар-партнерством в мире.
За 4 года до конца тысячелетия Haribo приобрела бельгийскую компанию Dulcia. За счет этого ассортимент продукции фирмы расширился, в нем появились сладости из зефира. Первое время название поглощенной компании еще фигурировало на упаковках нового типа сладостей, но с 2007 года на зефирках стали писать Haribo Chamallows.
Интересно, что город Бонн, в котором в свое время Ригель-старший построил первую фабрику по производству сладостей, не забыл своего почетного гражданина. В 2006 году Ригель-младший сделал памятную запись в «Золотой книге» города в знак уважения к выдающемуся вкладу семьи в экономическое благосостояние Бонна.
Так как время требовало новых рекламных стратегий, в 2008 году Haribo запустила совместный проект с компанией-производителем самолетов Боинг. Два самолета компании стали амбассадорами бренда в небе и получили оригинальную фирменную раскраску. В 2015 году к ним присоединился третий.
В 2009 году на рынке появилась новая разновидность мармеладных мишек – в них содержалось 25% фруктового сока, что делало их самыми сочными мишками в истории. Новая линейка мгновенно стала хитом продаж, получила ряд престижных отраслевых наград и была признана самым популярным товаром года среди продуктов питания. В том же году доктора Ханса Ригеля приняли в Почетный легион Франции и наградили титулом шевалье, чего удостаиваются очень немногие люди.
На французском рынке бренд Haribo присутствует с 1967 года. Увы, были в 2009 году и печальные события. Умер Пауль Ригель – один из совладельцев компании, изобретатель машины для сворачивания лакричных улиток и известный меценат.
Десятые годы XXI века ознаменовались для Haribo рядом интересных коллабораций. Так, автомобили с символикой бренда участвовали в ряде престижных немецких гонок и даже показывали очень хорошие результаты.
В 2013 году на 90-м году жизни скончался Ханс Ригель. На тот момент он был старейшим действующим генеральным директором в Германии и даже в своем почтенном возрасте регулярно посещал родную фабрику. В следующем году закончилась еще одна эпоха в истории бренда – Томас Готшалк передал роль лица компании актеру Михаэлю Хербигу.
В 2018 году центральный офис компании переехал из Бонна в город Графшафт, где была построена большая современная фабрика. А в декабре 2020-го Haribo отпраздновала свой столетний юбилей.
Сейчас под брендом Haribo выпускается шесть видов мармеладных мишек: клубничные, яблочные, апельсиновые, малиновые, лимонные и со вкусом ананаса. За год производится такое количество мишек, что ими можно 10 раз опоясать земной шар по экватору.
Производство самого знаменитого продукта Haribo тщательно контролируется на всех этапах. Сначала в специальной лаборатории проверяется качество всех составляющих. Затем происходит непосредственно процесс изготовления, который соответствует самым строгим европейским стандартам. А все партнеры бренда получают ценные советы о том, как правильно хранить мармеладных мишек, чтобы они оставались свежими и вкусными как можно дольше.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.