Как маленькая японская компания превратилась в глобальную Sony
Первый магнитофон бренда весил 35 килограммХотя компанию Sony основали два японца - Масару Ибука и Акио Морита – все началось с первого из них.
Масару Ибука родился 11 апреля 1908 года в городе Никко, находящемся в 100 км от Токио. Его отец работал на гидроэлектростанции, а мать была домохозяйкой. Глава семейства погиб от удара током, когда мальчику было 2 года, вместе с матерью они были вынуждены переехать в город Кобэ к родителям Ибуки-старшего. Будучи молодой, мать Масару не захотела оставаться одинокой до конца своих дней, поэтому повторно вышла замуж, оставив сына на попечение деда и бабушки.
От отца будущему бизнесмену передались инженерный талант и любовь к исследованиям. В детстве он разобрал будильник, пытаясь понять, что там внутри, а потом запихнул обратно в корпус все детали, но будильник больше не заработал. Дед, который очень любил внука, позволял ему все, что не вредило, поэтому после неудачного опыта с будильником купил Масару новый. Результат был тем же, но вот с третьей попытки мальчик разобрался в конструкции часового механизма. В 16 лет он проводил эксперименты с детекторными радиоприемниками и поступил на электротехнический факультет Waseda University, мальчик был так хорош в учебе, что однокурсники прозвали его «гений-изобретатель». В 1933 году его дипломная работа по модулированию сигнала в электроннолучевой трубке была удостоена приза на Парижской промышленной выставке. В том же году он окончил университет с красным дипломом.
После учебы Масару начал работать в фотохимической лаборатории, которая занималась исследованиями в области записи на киноленту изображения и звука. Спустя 3 года Ибука перешел в Японскую оптико-акустическую промышленную компанию, где участвовал в перспективных разработках кинескопов.
Свою собственную компанию точных инструментов он основал в 1940 году, а поскольку в то время в Японии была тотальная милитаризация, Масару стал производить функциональные узлы для приборов ночного видения и радиолокационных систем.
Ибука стремился к тому, чтобы у него работали талантливые и энергичные специалисты, поэтому изучал списки выпускников Osaka Imperial University и приглашал приглянувшихся на собеседование. Так он познакомился с молодым физиком Акио Морита, но тогда им не удалось начать работать вместе. Послевоенная Япония находилась в плачевном состоянии: уцелела лишь десятая часть всех дорог, в Токио на ходу было 60 автобусов и несколько грузовиков, в городе свирепствовали болезни, в больницах не хватало бинтов и дезинфицирующих препаратов, полки магазинов были пусты.
Масару Ибука в подсобке полуразрушенного универсама пытался наладить производство электроприборов для дома, которые заинтересовали бы обнищавшего японского потребителя. Акио Морита попытался преподавать физику в Токийском технологическом институте, но вскоре «пособникам военных преступников» запретили заниматься педагогической деятельностью.
7 мая 1946 года стал для них историческим. В этот день, собрав вместе несколько тысяч иен, Ибука и Морита учредили компанию Tokyo Tsushin Kogyo. Для начала компаньоны наняли на работу двадцать инженеров, знакомых по совместной работе в компании по выпуску точных инструментов во время войны. Они собирали приставки к длинноволновым радиоприемникам, благодаря чему устройства могли ловить станции, работающие и в коротковолновом диапазоне. Несмотря на не самые презентабельные производственные условия, претензий к качеству компания не получала. Первым инвестором был отец Акио, который не раз занимал сыну деньги на развитие его дела.
В 1949 году Акио Морита купил американский магнитофон, и его тут же пустили на изучение. После этого Ибуки загорелся идеей создать его аналог, но дешевле и надежнее. Первые испытания проходили с целлофаном, пропитанным специальными составами. Огромными усилиями удалось записать звук на подобный носитель, следующий опыт проходил с бумагой, а затем инженеры начали работать с пластиком.
В 1950 году Tokyo Tsushin Kogyo выпустила первый ленточный магнитофон, стоимость составляла 472 доллара. Устройство получилось громоздким и тяжелым, весило 35 кг. Поэтому возникли серьезные затруднения с продажей двадцати изготовленных G-Type. Остроумный выход из критической ситуации придумал Морита, который убедил Верховный суд страны приобрести новинку, которая высвободит стенографисток и убережет делопроизводство от описок и ошибок.
Через 2 года вышла новая модель H-Type, вес которой удалось снизить до 13 кг. Продажи шли плохо. Акио занялся маркетингом, ему удалось продать 20 экземпляров Верховному суду Японии, поскольку там катастрофически не хватало стенографисток. После этого он наладил продажи магнитофонов в школах Токио.
В 1953 году компания приобрела у американской Western Electric Co. за 25 тыс. долларов патент на изготовление транзисторов. Год ушел на организацию их серийного производства, и еще через год был готов первый в Японии транзисторный приемник TR-55. Это произвело большое впечатление на японских конкурентов, в итоге они стали покупать у Tokyo Tsushin Kogyo транзисторы.
Карманный TR-63 появился в 1957 году, его выход сопровождался беспрецедентной рекламной кампанией. Морита переехал в США для того, чтобы доказывать американцам, что японское производство является гарантией высочайшего качества, и заключать соглашения с дилерами.
В 1958 году компанию переименовали в Sony. Ребрендинг провели специально для американского рынка. В поисках лаконичного и запоминающегося названия они решили объединить три слова: латинское sonus, что означает «звук», и два английских sunny («солнечный») и sonny («сынок»). Перед офисом компании повесили четыре громадных неоновых буквы, каждая из которых весила 262 кг, и фирменный логотип весом в 2 тонны.
В 1958 году Sony представила первый в мире транзисторный телевизор, который заменил вакуумные лампы. Уже в 1961 году компания начала продажи первого портативного телевизора, что произвело настоящий фурор на рынке. В этом же году представительство компании в США вышло на фондовую биржу Нью-Йорка, став первой японской компанией на торгах. Выпуск акций позволил привлечь 4 млн долларов.
Масару Ибука занимался разработками, оптимизировал схемы, совершенствовал технологию. Но кроме того, именно он сочинил действующий до сих пор устав фирмы. В нем говорилось, что Sony никогда не будет получать доход нечестным путем и сосредоточится на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Не будет делить продукцию на механическую и электронную, но постарается применять знания и опыт одновременно в обеих областях. Предоставит полную независимость тем предприятиям, которые будут сотрудничать с Sony, и будет стараться укреплять и развивать отношения с ними. Будет отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В компании не будет формальных постов. Она будет выплачивать сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложит все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование.
Следующие годы стали чередой побед. В 1965 году корпорация IBM в своих запоминающих устройствах начала использовать магнитную ленту Sony. В 1968-м компания выпустила на рынок цветной кинескопический телевизор. Спустя 4 года именно за него Sony получила от Национальной киноакадемии США премию Эмми.
В 1971 году она представила новый кассетный формат U-matic. Пленка в таких кассетах была окружена специальным корпусом, что избавляло ее от большинства возможных воздействий окружающей среды.
В 1979-м Sony выпустила первый портативный кассетный плеер Walkman. Устройство комплектовалось фирменными наушниками и позволяло слушать музыку везде, где это было удобно пользователю. В 1983 году совместно с Phillips компания представила всему миру первый компакт-диск. Он вмещал 74 минуты аудио, что равнялось всей хоральной симфонии Бетховена. Чтобы это было возможно, Sony потребовалось расширить диаметр диска с 11,5 до 12 сантиметров.
В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии. В январе 1988-го корпорация купила студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment, а потом приобрела американскую киностудию Columbia Pictures. Все это было сделано при жизни Масару Ибуки. Он ушел из жизни 19 декабря 1997 года из-за сердечного приступа.
В 1994 году на рынке появилась первая игровая приставка компании Playstation. Она открыла новые горизонты для бизнеса, принеся Sony славу в игровой индустрии. А старые картриджные приставки ушли в прошлое, оставляя место CD-дискам. Акио Морита по состоянию здоровья покинул пост главы компании, его место занял Норио Ога. В молодости Норио занимался музыкой и был недоволен качеством звука продукции Sony. Он пришел в магазин, чтобы выразить свое недовольство, но продавцы не стали слушать юношу, а направили его в центральный офис. Там он все высказал сотруднику компании, которым оказался Акио, он и пригласил Ога работать в компанию.
Sony создала суббренд Vaio, под которым на рынок выводили ноутбуки, компьютеры и DVD-плееры в 1997 году.
Новое столетие бренд отметил выпуском самой популярной консоли в истории Playstation 2. Общий тираж по всему миру составил 130 млн экземпляров. Спустя год корпорация объединила усилия с шведской компанией Ericsson, в результате несколько лет они производили надежные и современные телефоны. Причем многие воспринимали телефоны как детище Ericsson.
С 2005 по 2007 год под маркой Bravia выпустили плазменные телевизоры, которые уже в 2006 году стали самыми продаваемыми в мире. Укрепить успех удалось выпуском BluRay-носителей. А еще через год Sony представила первый OLED-телевизор.
В 2011 году Ericsson согласилась на продажу собственной доли. В результате в запасе японцев появляется полноценное мобильное подразделение Sony Mobile Communications, занимающееся выпуском смартфонов под товарной маркой Xperia.
Не самая благоприятная ситуация на рынке привела к тому, что с 2012 по 2015 год Sony стала убыточной. Корпорации пришлось продавать активы. Некоторые здания ушли с молотка, причем речь о целых небоскребах. И когда все были готовы хоронить японского гиганта, он возродился, продемонстрировав прибыль в 77 млрд за 2017 год.
Отдельно стоит сказать о положении Sony в киноиндустрии. В 1989 году компания приобрела Columbia Pictures Entertainment за 3,4 млрд долларов у корпорации Coca-Cola. В 1991 году на базе основали Sony Pictures Entertainment. В 2005 году к влиятельной киностудии присоединилась Metro-Goldwyn-Maye, как и прошлую студию, ее купили. Чистая прибыль кинобизнеса корпорации за 2018 год составила 4,13 млрд долларов.
А вот Sony Music Entertainment — вторая по величине звукозаписывающая компания в мире - образовалась в 1987 году путем покупки CBS Records, с которой на тот момент работал Майкл Джексон. Сумма сделки составляла 2 млрд долларов. В 2004 году было создано совместное предприятие с медиаконцерном Bertelsmann, а в 2008-м немцы продали свою долю.
В 2018 году немецкая звукозаписывающая компания EMI стала дочерним подразделением Sony. Кроме того, в том же году корпорация стала в массовом порядке производить 3D-камеры.
В январе 2022 года Sony купила американскую студию Bungie, разрабатывающую видеоигры. Сумма сделки составила 3,6 млрд долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.