С чего началась «эра Versace»
Каждый выход моделей на подиум в одежде от Джанни Версаче превращался в шоуМодный дом Versace основал Джанни Версаче. Он родился 2 декабря 1946 года на юге Италии, в городе Реджио де Калибрия в семье владельца лавки по продаже одежды. У Джанни был брат Санто, сестра Донателла, другая его сестра Тина умерла в подростковом возрасте из-за инфекции. В детстве модельер помогал отцу развешивать одежду, а матери - подбирать аксессуары для покупательниц, а затем научился разбираться в кроях и самих тканях.
Джанни нравилось рисование, отец даже думал, что он станет архитектором. Оно к тому шло: Версаче после школы поступил в институт на факультет архитектуры. Но быстро осознал, что это не принесет ему удовлетворения. Кроме того, мать хотела, чтобы Джанни занял себя в семейном магазине. Так он бросил институт и сосредоточился на этом. Так продолжалось до 25 лет, но потом у Версаче появились творческие амбиции, и он отправился в столицу итальянской моды Милан. Он устроился на работу сразу к трем известным модельерам, ездил по стране, организовывая показы и помогая создавать коллекции одежды. Но при этом мечтал открыть собственный модный дом.
В феврале 1972 года к Джанни обратились Сальваторе Чиодини и Эцио Никосия, владеющие производством одежды Florentine Flowers. Они нуждались в летней коллекции и решили, что Версаче может им помочь. Он отправился в Милан и взялся за работу. Его коллекция стала популярной, он заработал на заказе 4 млн лир и получил кабриолет Volkswagen. Он продолжил сотрудничество с Florentine Flowers и вскоре выпустил осеннюю и зимнюю коллекции. Тогда же Джанни начал сотрудничать и с другими брендами. В их числе были Santa Margherita, Genny, Callaghan and Complice. В последнем он получил собственный лейбл – Complice Versace. Под ним он в 1974 году разработал коллекцию из натуральной кожи.
Весной 1978 года Джанни презентовал первую собственную коллекцию одежды – это были чувственные, роскошные наряды с глубоким декольте, короткие юбки, подчеркивающие женскую фигуру. В том же году модельер зарегистрировал торговую марку Gianni Versace и торжественно открыл первый бутик на Via della Spiga в Милане. Эмблемой дома стала каменная голова медузы Горгоны, которая символизирует роковую красоту и одновременно античную классику. В этом же году была запущена мужская линия одежды. Помогать брату приехали Санто и Донателла. Санто стал финансовым директором, а Донателла - PR-директором.
В 1980-х показы модного дома Versace проходили один за другим, и каждая коллекция становилась сенсацией, поскольку он не боялся экспериментировать с кроем. Но популярность Версаче была связана еще и с тем, что каждый выход моделей на подиум в одежде от кутюрье превращался в шоу с музыкантами и балетмейстерами. В показах участвовали известные модели: Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Линда Евангелиста. Клиентами гениального мастера становились принцесса Диана, Шарлиз Терон, Мадонна, Элтон Джон, Стинг и многие другие известные персоны.
По мнению Версаче, мода должна быть капризной и экстравагантной. Свои взгляды он воплощал в коллекциях, нарушающих каноны и устои. Стиль Версаче часто критиковали. Например, в Лондоне он считался вульгарным, а Армани обвинял модельера в том, что тот превращает высокую моду в нечто развратное.
Но критика не мешала Версаче открывать магазины в разных странах мира, а успех и доходы модельера росли, фото с показов заполонили модные журналы.
В 1982 году Джанни Версаче получил награду L’Occhio d’Oro за женскую коллекцию осень-зима. Именно в ней была представлена знаменитая «металлическая одежда». Но она имела существенный недостаток — большой вес, что было неприемлемо для женской коллекции. Заручившись поддержкой немецких специалистов, Джанни занялся созданием нового материала. Процесс занял несколько месяцев, и в результате появился оротон — трикотаж, инкрустированный сплавом алюминия и латуни.
В 1988 году Версаче открыл первый бутик в Мадриде в здании площадью 600 кв м. Подход к международной интеграции, выбранный Джанни Версаче, заключался в открытии собственных и франчайзинговых бутиков. Интересными рынками для бренда в начале 80-х годов стали Европа и Азия. В то же время Версаче начал интеграцию и на рынок США. Первым стал магазин в окрестностях Майами в 1981 году, а уже в 1989-м он создавал костюмы для оперы в Сан-Франциско, а также для сериала «Полиция Майами: Отдел нравов».
В 1990-е годы Джанни начал выход на рынок часов. Первая коллекция получила название Atelier Versace. Опасения относительно технологичности разработки не подтвердились — часы считались отличным сочетанием качества и стиля. Они пользовались спросом в целом ряде европейских стран и США. Это повлекло создание специализированных магазинов часов и драгоценностей в разных странах.
Активное расширение компании обратило на себя внимание аналитиков. В основном они отмечали производственную и управленческую гибкость Versace. Эксперты говорили, что руководство, как правило, принимает решения с молниеносной быстротой, что для индустрии, где стили и причуды меняются в одночасье, является конкурентным преимуществом. В 1994 году Европа оставалась крупнейшим рынком компании, на который приходилась половина годовой выручки. В этом же году Санто и Джанни Версаче объявили, что собираются сделать США своим основным экспортным рынком и повысить уровень продаж здесь до 30%, на Северную Америку приходилось 20%. Достичь этой цели они собирались с помощью создания дочерней компании в США и открытия девятиэтажного бутика в Нью-Йорке.
В 1993 году у Джанни обнаружили рак, но даже во время лечения он продолжал работать. Спустя год он презентовал коллекцию драгоценностей Atelier, затем появились линейки косметики Versace Make-Up. За 3 года борьбы Версаче победил болезнь. Его переполнял энтузиазм, в планы компании входило IPO, к которому она начала готовиться еще в 1986 году. В СМИ Версаче заявлял, что надеется на востребованность акций Versace, сопоставимую со спросом на коллекции одежды. Выводить компанию собирались на Нью-Йоркскую биржу.
Роковым утром 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич. Он вышел, чтобы купить свежие журналы и, к сожалению, был без охраны. Он уже возвращался обратно, когда неожиданно раздался выстрел, который стал смертельным, безвременно оборвавшим жизнь 50-летнего модельера. ФБР быстро установило личность убийцы, им был Эндрю Кьюненен. Когда его местонахождение установили, группа захвата прибыла туда, то обнаружила его застрелившимся из пистолета, из которого он убил Джанни. Контроль над компанией перешел к племяннице Версаче, Аллегре, сестре Донателле и брату Санто. Им принадлежало 50%, 20% и 30% акций бренда соответственно.
IPO состоялось, и по его итогам компания привлекла 550 млн долларов. Процесс смены руководства не прошел безболезненно, что повлекло падение продаж и усилило слухи о спорных перспективах модного дома.
В период с 1998 по 2001 год компания больше тратила, чем зарабатывала. Дошло до того, что стали продавать недвижимость, принадлежащую Джанни, и 25 работ Пикассо из его коллекции.
В 2002 году продажи компании снизились на 4 млн долларов. В 2004 году часть дистрибьюторов отказалась от продукции Versace, у модного дома образовались долги на сумму в 143,8 млн долларов. Кутюрная коллекция компании была закрыта. За ней последовала коллекция Versus. Лицензии на производство часов, парфюмерии и других аксессуаров были проданы.
В 2006 году после нескольких лет работы в убыток Versace получила прибыль в 19,1 млн долларов, а еще через год продажи выросли на 30%.
В 2008 году начался мировой кризис, который для бренда мог стать настоящей катастрофой. В 2009 году генеральный директор Versace Ди Ризио ушел в отставку, на его место назначили Джан Джакомо Феррариса. На момент его прихода у компании были долги почти на 80 млн долларов. Феррарис устроил масштабную реструктуризацию и уволил 25% сотрудников, никто из них не занимался разработкой новых коллекций. По итогам 2009 года компания потерпела операционный убыток на сумму, превышающую 45 млн долларов, а ее выручка уменьшилась до 260 млн долларов.
Но по итогам 2011-го обещание Феррариса вывести компанию на стадию прибыльности стало реальностью — Versace заработала больше 8 млн долларов.
В 2012 году компания вкладывала в развитие в Китае, Малайзии, США, Бразилии, Европе, Гонконге. Были представлены новые пляжные и бельевые коллекции, кутюрная Atelier Versace и Young Versace, предназначенная для детей.
В это же время Феррарис решил, что компании необходимо привлечь средства извне. Для поисков потенциального партнера он обратился к Intesa и Goldman Sachs. Лучшим вариантом оказалась Blackstone Group, купившая 20% компании за 210 млн долларов. Сделка была осуществлена в 2014 году. В этом же году компания открыла 40 бутиков. Versace представила несколько успешных коллекций и завершила год с уже привычным ростом финансовых показателей. Прибыль компании выросла на 27% – до 26,3 млн долларов.
К 2016 году под управлением Versace было уже 200 магазинов и в планы входило увеличивать число дальше, чтобы быть конкурентоспособными. Неожиданной для многих новостью стала отставка Джан Джакомо Феррариса. Новым генеральным директором модного дома стал Джонатан Акеройд, до этого возглавлявший бренд Alexander McQueen.
В 2019 году американский модный дом Michael Kors купил Gianni Versace S.p.A за 1,83 млрд евро и сменил название на Capri Holdings Limited.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.