Аукционы в Казахстане. Становление традиций
Проведение аукционов коллекционной живописи и антиквариата – неотъемлемая часть мирового арт-рынка, и в большинстве западноевроп...Проведение аукционов коллекционной живописи и антиквариата – неотъемлемая часть мирового арт-рынка, и в большинстве западноевропейских стран они проходят с завидной регулярностью, причем не одну сотню лет. В не столь далеких Москве, Санкт-Петербурге и Киеве аукционы давно уже стали культурно-светскими мероприятиями, постоянными гостями которых являются не только коллекционеры, но и весьма популярные личности. Это не просто модно, но и прибыльно.
Многие, даже весьма далекие от искусства люди, поняли, что пришло время инвестировать капиталы не только в чисто коммерческие проекты, но и в живопись, антиквариат. Несмотря на кризис, объемы продаж постоянно растут, например, крупнейший в России аукционный дом «Гелос» проводит еженедельные торги, а также аукционы месяца, сезона и года.
Гиперактивны в этой сфере китайцы: в прошлом году на аукционе «China Guardian» был поставлен ценовой рекорд на произведения современных китайских живописцев. Картина художника и каллиграфа прошлого века Ци Байши была продана за $65,5 млн. В Казахстане подобные мероприятия носят несколько хаотичный характер, да и диапазон цен поскромнее.
(Фото: Игорь Кочетков)
«Опыт проведения аукционов в нашей стране совсем небольшой, потому что у нас практически нет традиции коллекционирования, – поясняет ситуацию антиквар Лина Бакарасова. – Первые аукционы оказались не особенно удачными, но показатели проведенных недавно аукционов «Онер» уже неплохие, и это дает надежду на то, что в дальнейшем данная деятельность будет расширяться. И, конечно, многое будет зависеть от уровня нашей культуры».
По ее словам, сейчас развивается и интерес к нашему региону за рубежом, и яркий пример – участие казахстанских художников в аукционе «Christie's», в первую очередь, именитых классиков, таких как Кастеев, Шарденов, Калмыков, Айтбаев и Черкасский. Очень тепло встретили в Лондоне их работы и вообще были удивлены уровнем нашей живописи.
«Это было своеобразное открытие для них. Хотя, что там говорить, многие в Москве не знают, кто такой Николай Гаврилович Хлудов. У нас рынок переоценен, и за работы этого мастера многие готовы отдавать хорошие деньги. Это один из первых художников так емко и красочно описавший быт и традиции казахского народа. Его жанровые сцены очень яркие, и поэтому здесь, на нашем внутреннем рынке, он весьма востребован. Хотя в той же Москве не понимают, почему казахстанцы отдают за него такие большие деньги, – продолжает Лина, – также в этом году весной в Нью-Йорке прошел аукцион с участием предметов из нашей страны. Там были в основном украшения, так что тенденция, я думаю, в целом, положительная. Если даже за границей имеется интерес к нашему искусству, то на родине это будет востребовано вдвойне, и аукционы здесь сыграют не последнюю роль».
Аукционный дом «Онер» на казахстанском рынке уже второй год, на днях прошли его третьи торги, на которых были представлены коллекционная живопись, графика и ювелирные изделия. Работы самые разноплановые: от немногочисленной русской классики и соцреализма до западноевропейской школы. Обильно представлены казахские и узбекские мастера. Стартовые цены от $400 (за подвеску с эмалью конца ХIХ века) до $30 тыс. (за холст узбекского художника Карахана). Из 160 лотов продано 35!
«Когда мы делали первый аукцион, задача была несколько другая: нужно было понять вкусовые предпочтения публики, на что она реагирует, – рассказывает директор аукционного дома Максим Ткаченко. – В основном мы не работаем с современными авторами. Критерии, по которым отбираем работы, это художественная ценность произведения, оригинальность и подлинность. Эстимейт (ориентировочная стоимость лота) мы согласовываем со сдатчиком, но последнее слово за нами. Если он завышен, мы просто не берем эту вещь. У нас идет постоянная борьба с теми, кто приносит работы: они помнят докризисные цены и пытаются их максимально повысить. Моя же задача, наоборот, сделать их максимально привлекательными. И на третьем аукционе было очень мало переоцененных вещей. Поэтому динамика положительная, но и ажиотажа нет. Если говорить о перспективах аукционного дела и арт-рынка в целом, то это зависит от людей. Когда публика, стоящая в шубах и бриллиантах в очереди на открытие престижного магазина, поймет, что брендовыми сумочками и модными аксессуарами уже никого не удивишь, тогда они придут за искусством, начнут вкладывать в него деньги. Я жду этого времени, но придется еще, видимо, подождать».
Между тем на легендарном «Sotheby's» с нетерпением ждут покупателей из России, Украины и Казахстана. Именно на них делают ставку устроители «русских торгов». Повод в этот раз весьма значителен: на аукционе будут представлены шедевры русского искусства из частных коллекций. Большинство работ неизвестны даже специалистам. Но их происхождение безупречно, а подлинность не подвергается сомнению. Основное внимание будет приковано к «Портрету Прасковьи Мамонтовой» кисти Валентина Серова. Первоначальная оценка полотна – 300-500 тыс. фунтов.
Автор - Дмитрий Топоров
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.