Престиж ценой в 200 евро
Приобретать предметы искусства в Казахстане должно стать моднымЧтобы покупать предметы искусства, необязательно быть очень состоятельным человеком. Искусство доступно. Под таким девизом прошла одна из самых молодых арт-ярмарок старого света – ViennaFair-2013. На ней было представлено более 120 галерей со всего мира и ее посетило около 2,5 тыс. коллекционеров.
Основное отличие ярмарки от других аналогов этого мероприятия в ее фокусе на Восточную Европу. Вот уже два года подряд выставка проходит с русским следом, ведь российский бизнесмен, председатель совета директоров RDI Group Дмитрий Аксенов является владельцем 70% ViennaFair. До прихода г-на Аксенова выставка носила больше локальный характер, в настоящий же момент она активно развивается. В течение всего года организаторы ярмарки во главе с арт-директорами Кристиной Штейнбрехер и Витой Заман устраивали гала-ужины для потенциальных покупателей. Кроме этого, непосредственно во время мероприятия для всех высоких гостей проходила дополнительная программа по посещению важных музеев и галерей Вены, а также состоялся форум 20 four 7, ориентированный на будущих коллекционеров.
Казахстан тоже присутствовал в этом году на данном престижном международном мероприятии. IADA (Международная ассоциация развития искусства) участвовала в проекте DIYALOG: New Energies, который помимо арт-директоров ярмарки курировала и эксперт из Алматы Гайша Маданова. В целом этот проект стал возможен благодаря финансовой поддержке австрийской энергетической компании OMV. Как подчеркнула представительница OMV Танила Хауэр, поддерживая подобные проекты, компания тем самым отдает дань странам, энергетическими ресурсами которых пользуется Австрия.
Казахстанский проект этого года носит название Ahh...Youth! (Ах... Молодость!) и представляет собой свежий взгляд на казахстанскую действительность молодых художниц: Ады Ю, Гульнур Мукажановой и Бахыт Бубикановой.
Участие наших художников весьма позитивно отражается не только на развитии отечественного искусства, но и на страновом пиаре в целом. Простые обыватели из других стран не по бизнесу или политике знакомятся с нашей страной, а в большей степени через искусство и спорт.
Искусство имеет прямую связь с человеком. Оно взывает к человеческим эмоциям. «Очень часто, познакомившись на международных мероприятиях с казахстанским искусством, публика начинает им интересоваться. Иностранцы хотят больше узнать о нашей культуре, посетить нашу страну. Многих интересует, поддерживается ли искусство в нашей стране государством, на каком уровне развития мы находимся, какие музеи в нашей стране существуют», – заметила Индира Дусебаева, сооснователь IADA.
Несмотря на участие казахстанских художников, коллекционеры из нашей страны не спешат вкладывать деньги в искусство. Так, по данным Кристины Штейнбрехер, в этом году ярмарку посетил только один представитель отечественного бизнеса (представитель AstanaGroup). В целом коллекционирование в Казахстане находится в крайне зачаточном состоянии, что сильно тормозит развитие искусства в стране. Ведь коллекционирование – это база для развития художников, основная составляющая арт-рынка. Если для нашей страны что-то и покупают, к примеру, для EsentaiMall и Mega-2, то это работы зарубежных художников.
«Очень важно поддерживать авторов, покупая их работы. Ведь продажа собственных произведений для художника – это единственный источник средств к существованию для них», – считает Дина Байтасова, президент IADA.
Для развития коллекционирования в нашей стране, по мнению г-жи Байтасовой, нужно проводить на постоянной основе выставки, экспозиции. Необходимо развивать аудиторию. «У нас нет «насмотренности» у людей, но это все нарабатывается. Нам следует популяризировать современное искусство», – уточняет эксперт.
С этим согласна и Индира Дусебаева: «У нас проходят разные выставки, но пока они носят единичный характер. Хотя они должны быть на постоянной основе. И нужно показывать разное искусство, чтобы люди стали больше в нем разбираться».
Как подчеркивают эксперты, после того как человек удовлетворил все свои материальные потребности, у него возникает желание приобрести что-нибудь для души, что-то уникальное и неповторимое, что находит отклик в нем самом.
В то же время, как полагает Игорь Слудский, руководитель общественного объединения «Евразийский культурный альянс», в Казахстане нет рынка потребления искусства в целом. Можно не являться коллекционером, а просто обставлять свою квартиру.
«На Западе именно средний класс дает основной оборот арт-рынка, а не коллекционеры. Коллекционеры – это разовые продажи, они не развивают рынок. Ведь они гоняются за именами, тогда как обычные покупатели выбирают молодых и нераскрученных авторов, которым и нужна поддержка», – рассуждает г-н Слудский.
Кроме этого, эксперт подмечает, что у казахстанцев нет привычки приглашать гостей для демонстрации своего жилища. «Наша задача создать тренд, чтобы иметь у себя дома какой-либо предмет современного искусства было модно. Чтобы человека причисляли к определенному избранному кругу по тому, что он приобретает картину или скульптуру», – говорит он.
Между тем отдельных смельчаков, решившихся на покупку оригинального произведения искусства для своего дома, в нашей стране все же можно найти. К примеру, алматинский маркетолог Георгий Копилашвили недавно, обставляя свою новую квартиру, приобрел картину Алпамыса Батырова «Нефть и вода» за 100 тыс. тенге. Комментируя свой выбор, он отмечает, что руководствовался сразу несколькими побуждениями. «У себя в доме мне бы хотелось иметь не банальную репродукцию из IKEA, а уникальный культурный продукт. Также своим приобретением я хоть немного, но помогаю развитию казахстанского искусства. И в этом проявляется моя гражданская позиция», – поясняет г-н Копилашвили. Кроме того, по признанию спикера, предмет искусства – это неплохое вложение денежных средств. «Я не знаю, как это сработает. Со временем увидим», – заключил он.
Кристина Штейнбрехер, один из арт-директоров ViennaFair-2013
– Что для вас современное искусство?
– Для меня современное искусство – это современная история. То, что мы передаем будущим поколениям.
Современное искусство способно объединить многих людей из разных слоев общества, разных национальностей, разных взглядов. К примеру, как футбол.
– Что вы знаете о современном казахстанском искусстве?
– Есть уже определенная волна художников из Казахстана 90-х годов, но они не укрепились на родине, так как в стране нет институции, которая бы их удерживала. К сожалению, пока казахстанским художникам легче выставляться за рубежом, чем на территории РК.
Однако это все единицы. Хотелось бы, чтобы внутри страны художники находили больше поддержки.
Стенд, представленный Казахстаном на ViennaFair, очень достойный, сделанный на мировом уровне. Казахстану есть что показать, только над этим надо работать. Современное казахстанское искусство надо правильно подавать.
– Расскажите немного о географии ViennaFair.
– Ярмарка была создана 9 лет назад, для того чтобы показывать искусство из Восточной Европы. С тех пор это и происходит. В этом году в ярмарке участвует 127 галерей и 51 – из Восточной Европы. Также в этом году к нам присоединился и Каспийский регион.
– Что значит для галерей участие в ViennaFair?
– Это хорошая возможность не только продать какие-то работы, но и приобрести контакты на весь год, ведь именно к долгосрочному сотрудничеству все стремятся.
Также они знакомятся с кураторами, представителями музеев, чтобы в дальнейшем организовывать совместные выставки.
– На открытии ярмарки ViennaFair вы говорили о том, что покупательская аудитория меняется. Теперь акцент с очень богатых людей мира сместился на средний класс. Искусство становится доступнее?
– Безусловно, так. Мне кажется, что очень часто люди тратят деньги на покупку штампованных принтов, картин, ваз и других предметов декора, когда на самом деле за эти же деньги они могли бы приобрести работу какого-нибудь молодого художника.
– А какова стоимость работ на ViennaFair?
– На ярмарке можно найти уникальные работы современных авторов от 200 евро до 1 млн 600 тыс. евро.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.