Нам нужен свой Питер Джексон

В Алматы проходит «Ограбление по-казахски»

В Алматы проходят съемки криминальной комедии под рабочим названием «Ограбление по-казахски». Это коммерческий проект, запущенный независимой кинокомпанией «Moviq». Ходят слухи, что бюджет этой картины - 10 млн. долларов. Об амбициозном бюджете, и еще более грандиозных планах, корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал продюсер фильма и исполнительный директор «Moviq» Андрей Распутин.

Вы запустили съемки полнометражного фильма «Ограбления по-казахски», что послужило мотивацией для создания кинокартины?

Желание снять хорошую и по-настоящему зрительскую картину. К тому же, это наш первый серьезный шаг на пути к глобальной цели. Мы хотим создать в Казахстане уникальную бизнес-площадку, которая позволит работать здесь и отечественным кинокомпаниям, и иностранным, и даст возможность кинематографистам успешно снимать большие проекты в нашей стране. Пока ситуация такова, что фильмы, снятые здесь, интересны только казахстанцам, да и то не всегда.

Чтобы отечественным картинам попасть даже в российский прокат, нужно соблюсти ряд жестких условий – необходимо, чтобы лента снималась в России, а в съемках участвовали в основном российские актеры. Мы бы хотели изменить ситуацию, и делать в Казахстане проекты, интересные на всех рынках. Бизнес-площадка, которую предлагаем мы, могла бы стать той самой силой, которая создаст мировую киноиндустрию в нашей стране.

Но ведь новые казахстанские фильмы снимаются регулярно, разве та самая уникальная площадка для киносъемок уже не заложена?

У нас много талантливых людей, которые пытаются снимать кино и у некоторых это даже получается, но тот уровень, на который ориентируемся мы, его, к сожалению, пока нет. Мы хотим, чтобы наши проекты снимались по мировым стандартам, причем так, чтобы необходимый уровень был выдержан на всех этапах кинопроизводства. Это и соответствующие технические ресурсы, и профессиональные кадры – как режиссеры, так и актеры, это и сценарий, и качество экранизируемой истории. Делать что-то наобум, надеясь, что это «выстрелит», не только глупо, но и убыточно. Есть технология, и ей нужно следовать. У нас есть знание технологий – к примеру, наш режиссер Каиржан Орынбеков и сценарист Фуад Ибрагимбеков - выпускники одной из американских киношкол. И у нас есть ресурсы, для того, чтобы воплотить их знания в жизнь.

«Ограбление по-казахски» - наш первый фильм, но даже к кастингу мы подошли серьезно. Мы объехали 15 городов, и нашли очень хороших профессиональных актеров, которых еще не знает страна. Порадуем зрителей новыми лицами.

Это ваш первый большой проект в кино. Легко ли запустить полнометражный фильм дебютанту? В вашем бэк-граунде пока ведь только рекламные ролики и клипы?

Запустить проект полнометражного кино нелегко даже опытному продюсеру. Ведь кино - довольно рискованный бизнес во всем мире, а уж тем более в странах СНГ. Взять, к примеру, Россию, с которой мы в этом смысле очень похожи. За последние пять лет россияне серьезно испортили свой инвестиционный потенциал в кино. Сегодня там зарабатывают не на прокате как во всем мире, а на производстве. Деньги, будь то частные инвестиции или государственные, тратятся в производственных компаниях, но когда дело доходит до проката, деньги не возвращаются, соответственно проекты не окупаются. В Казахстане то же самое. Но наша цель - не потратить и снять, как получится, мы хотим создать продукт, который будет нравиться людям, ради которого они пойдут в кинотеатры, купят DVD, а потом будут смотреть его на онлайн-платформах.

Говорят, что бюджет вашей картины амбициозный - 10 миллионов долларов. Это правда?

Пока не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. К тому же, вы наверняка знаете, что бюджет любой картины окончательно формируется только тогда, когда работа над фильмом уже завершена. Несмотря на серьезную подготовительную работу, всегда находятся пункты, которые не были учтены в базовой смете. У нас идет первая съемочная неделя, впереди еще месяц съемок, какие мы деньги потратим, будем понятно позже.

Раз вы не опровергли эту информацию, то вопрос другой – как можно окупить такой гигантский бюджет в Казахстане с нашим небольшим населением?

Может ли картина с бюджетом в 10 миллионов долларов окупиться в казахстанском прокате? Безусловно, нет. Насколько мы знаем, в Казахстане самая успешная картина может собрать три миллиона долларов. Это цифра, которую недавно нам озвучила продюсер фильма «Уроки Гармонии» Эмира Байгазина - Анна Качко. Соответственно, предельный бюджет, который может быть у казахстанской ленты не должен превышать миллиона долларов. Но это в том случае, если продюсеры не рассчитывают на иностранные рынки.

А вы рассчитываете?

Да. Сделать качественную картину для казахстанского проката – это наша минимальная цель, но мы хотим получить прокат на разных рынках, и надеюсь, это получится, ведь мы делаем все для того, чтобы наш проект стал по-настоящему успешным.

А разве вы только что не говорили о том, что наши фильмы сегодня не могут выйти в международный прокат по определению?

Действительно, пока могут это сделать не все, но мы попробуем. К тому же для дебюта мы взяли один из самых популярных жанров в современном кинематографе «heist» – это фильмы про ограбления. Мировой опыт показывает, что такие истории волнуют зрителей, и неважно, где они были сняты. К примеру, один из последних успешных примеров – это фильм «Рейд», снятый в Индонезии, но только в США собравший кассу, в 4 раза больше своего бюджета. Он продан для проката во многие страны мира, а американцы купили его как франшизу, и будут переснимать с мегазвездами. Идея фильма проста, но хороша: в одном из городов Индонезии есть небоскреб, который обходят стороной даже полицейские. Однажды, приняв решение совершить рейд на последний этаж, и арестовать скрывающегося там наркобарона, стражи порядка сами становятся заложниками этого дома. Крепкий сценарий и большое количество сумасшедших драк, обеспечили фильму успех во многих странах мира.

Вернемся к разговору о мировой киноиндустрии на наших просторах. Как это, возможно, если мы физически далеко находимся от кинематографических держав? Поедут ли к нам кинематографисты, создай мы им даже идеальные условия?

Почему нет? Хороший пример развития киноиндустрии там, где ее никогда не было – страна, которая также никогда не была центром внимания кинематографистов, это Новая Зеландия. Инициатор этой идеи - Питер Джексон, новозеландский, а теперь и всемирно известный режиссер, снявший там «Властелин кольца» и «Кинг-Конга». Конечно, все будут говорить - как вы можете сравнивать, где Питер Джексон, а где мы? Но я уверен, что и ему не сразу поверили, тем не менее, сегодня в Новой Зеландии искусственно создана серьезная киноиндустрия со всей инфраструктурой: это и крупнейшие декораторские компании, занимающиеся разработкой уникальных костюмов и грима, это и компании, создающие визуальные эффекты и анимацию, большие павильоны, где снимают масштабные проекты. Словом, все. Благодаря Джексону, в Новой Зеландии живут и работают специалисты со всего мира.

То есть, по-вашему, подобную схему, можно использовать и здесь?

Конечно! Казахстан может стать новой кинематографической точкой на карте. У нас есть все, что может этому поспособствовать. Это в первую очередь, уникальное природное разнообразие Казахстана, которое можно активно задействовать в съемках – здесь доступна любая натура, за исключением, только океана и вулканов. Почему бы не снимать большие голливудские проекты у нас? Кто знает, может быть, продюсеры хотят увидеть «Властелина колец» в новых ландшафтах?

Мы своими силами развиваем казахстанские локации, и наша компания уже сегодня предлагает такую услугу как съемки в этих неизведанных для кинематографа, но действительно кинематографических местах (показывает фото). У нас есть не только оборудование, которое позволяет снимать эту красоту, но и знание этой местности. Мы знаем все: от того - как и на чем туда можно доехать, до того, какие существуют тонкости съемок в этом месте.

Интересная идея, но ведь у нас для развития киноиндустрии в таком масштабе нет самого главного – закона о кино?

Совершенно точно. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы выйти к нашим законодателям с пакетом предложением по развитию киноиндустрии. Одним из пунктов, будет вопрос о снятии НДС и других налоговых льготах для кинокомпаний, работающих в Казахстане. В той же России НДС не платят даже иностранные кинодеятели. У нас платят все, включая местных производителей. И это сдерживает развитие отрасли. Другой момент, который бы хотели вынести на обсуждение, это поддержка отечественного продукта казахстанскими кинотеатрами. Пока ситуация складывается не в нашу пользу, мы вынуждены платить такой же процент с заработанного, как и иностранные дистрибьюторы. Но при этом, не все местные картины имеют при этом выгодное время и необходимое количество сеансов.

Об этом, много говорят, но пока все остается на уровне разговоров…

Для нас это не просто слова, это наша генеральная стратегия. Мы также планируем создать Cinema Workshop – киноцентр нового поколения, где могут находиться все казахстанские и иностранные продакшн-компании и киностудии. Это комплекс, который будет совмещать как современные офисные пространства, так и технические помещения вроде студий, монтажных станций, хранилищ, как во всем мире.

Сегодня кино высокотехнологично, и требует оборудования на миллионы долларов…

Это не проблема. Тем более, что сейчас в стране уже достаточно оборудования, чтобы снимать хорошие локальные проекты. Сегодня мы можем предоставить и вертолетные съемки, краны, всевозможные «умные» системы для съемок, например, во время движения. Технику нашей компании часто берут в аренду. Кстати, в задуманном нами киноцентре, можно было бы использовать европейскую систему оплаты за эту услугу. Если оборудование арендуется на 7 дней, то оплата производится только за 4, то есть клиент может экономить около 40 процентов бюджета, заложенного на аренду техники. Эта система работает и сейчас, но в больших проектах, масштабы экономии станут ощутимее.

Предусмотрена ли в вашем проекте такая же схема с арендой павильонов?

Почему нет? Вообще, проблема с павильонами у нас давняя, отечественные телевизионные шоу ездят снимать в Москву – тратят при этом большие деньги. Что там говорить про Казахстан, если в СНГ, хороших современных павильонов – единицы. Бассейнов, где можно было бы снимать «водные» истории вообще нет. Мы хотим создать альтернативу. Поэтому, наш проект, разумеется, предполагает строительство таких павильонов и их последующее использование.

У Казахстана пока нет ни одного «Оскара», можно ли заманить сюда мировые кинокомпании без этого?

Нужно пробовать. Хотя, безусловно, нужен хотя бы один громкий проект, который заставит людей повернуться и посмотреть на Казахстан как на перспективный рынок.

Какова, на ваш взгляд, должна быть сумма инвестиций в такой проект?

Речь идет о десятках миллионов долларов, но если брать в пример развитие кинокомпании Питера Джексона, вложения были не единовременные – строились павильоны, открывались нужные компании и т.д. Дорого, но результат того стоил. Я думаю, Казахстан ничуть не хуже Новой Зеландии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤