Фотокраски нашей памяти
В Алматы открылась новая казахстанско-французская выставкаНе зависит ли гениальность от совершенства живого воспоминания? Ибо благодаря лишь воспоминанию, связывающему отдельные события жизни в стройное целое, возможно более широкое и глубокое разумение жизни, чем то, которым обладают обыкновенные люди.
Артур Шопенгауэр
Со времен изобретения фотографии живопись утратила свою историческую ценность как документальное свидетельство эпохи. Относительная объективность фотографического изображения, с одной стороны, вытеснила субъективное видение живописца, но, с другой, дала импульс для развития новых техник и подходов в искусстве.
Каждый из нас теперь имеет уникальную возможность запечатлеть любой момент своей жизни, буквально каждую ее секунду, и при помощи этих вспышек выстроить свою память. Пересматривая многочисленные фотосвидетельства нашей жизни, мы можем напомнить самим себе те или иные события, тех или иных людей, пережить давно ушедшие эмоции и впечатления. Это удивительный дар человечеству от технического прогресса. Это свойство вовлеченности каждого зрителя и переживание личных ощущений в отношении фотографий дает особые возможности для живописи.
Кроме того, способность фотографии максимально реалистично передавать действительность также позволяет современным художникам искать новые способы передачи своих идей.
Так, на стыке прошлого и настоящего – живописи и фотографии – родилась новая память будущего – «Ультрапамять».
Двенадцать современных художников из Казахстана и Франции соединяют воедино прошлое и настоящее для их осмысления в рамках выставки «Ультрапамять», которая открылась еще в апреле прошлого года во Дворце независимости в Астане, а теперь добралась и до Алматы.
Идея создания этой выставки родилась у французского галериста Жерома Ниве-Карзона на основе древнегреческой легенды о зарождении живописи. По преданию, молодая дева так была преисполнена чувствами своему возлюбленному, что ни на миг не хотела расставаться с ним, она мечтала созерцать его лик вечно. И вот в лучах заходящего солнца обвела углем на скале тень его профиля. Так и возникла первая в мире «картина», которая еще долгое время хранилась в одном из храмов в Коринфе.
Как подчеркивают устроители выставки, таким образом еще не существующее искусство фотографии легло в основу живописи. В рамках выставки каждый художник выбирает из одного и того же изобразительного бессознательного свое изображение или серию изображений и дает им новую жизнь в произведении.
Выставка «Ультрапамять» – это новое вдохновение, вызванное художественным взглядом на визуальное прошлое, и недавнее, и далекое. Художники разных стран, работающие в различных жанрах – фотографии, живописи, графики – с помощью новых приемов и технологий выражают свою точку зрения на постоянно меняющуюся современность и на прошлое, перенося эту память сквозь призму времени в сегодняшний день.
«Синтез фотографии и живописи представляет собой наглядную идею переплетения традиционных средств выражения с новейшими. Искусство делает возможным сосуществование многих временных измерений», – отмечают устроители мероприятия.
Выставка уже проходила в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Вильнюсе, Стамбуле. В ней принимали участие французские художники и мастера той страны, где она проходила.
Выставка «Ультрапамять» стала возможна благодаря непосредственному участию в ней Министерства культуры Франции и некоммерческой организации IADA.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.