Каждый шестой факт коррупции приходится на сферу госзакупок
Эксперты Фонда Zertteu Reserch Institute дали рекомендации по совершенствованию системыУщерб государству от коррупции в сфере государственных закупок оценивается казахстанскими экспертами в 100 млрд тенге ежегодно. Такие данные озвучили аналитики Общественного Фонда «Zertteu Reserch Institute» на онлайн-конференции «Анализ технических спецификаций». По оценкам экспертов, объем бюджетных средств, выделяемых на госзакупки, составляет более 5 трлн тенге в год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
При этом посредством государственных закупок было реализовано 27,5% затрат государственного бюджета.
«Каждый шестой факт коррупции, по данным Агентства по противодействию коррупции, приходится именно на сферу госзакупок. Это наносит ущерб, как экономике страны, так и влияет на качество оказываемых услуг населению», - отметила директор Общественного Фонда «Zertteu Reserch Institute» Шолпан Айтенова.
По словам экспертов, несут коррупционные риски или являются предметом коррупционных интересов зачастую именно технические сертификации (ТС). По результатам исследования, только 1% - 13 из 1258 - исследованных ТС соответствовали всем требованиям оформления. Поэтому Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рекомендует госорганам-заказчикам услуг использовать специальные международные стандарты, либо разработать национальные, чтобы не «соблазнять» ни поставщиков, ни заказчиков на коррупционные действия.
«В 2020 году значительная доля всех госзакупок совершалась так называемым способом «из одного источника». То есть это практика, когда не применяются процедуры тендера, а заказчик напрямую заключает договор с поставщиком без конкурса, а значит и без конкуренции. Мы обращаем внимание на данный способ госзакупок, потому что он регулируется статьями №40 и №41 казахстанского «Закона о госзакупках», в котором не прописаны важные требования. Например, что при осуществлении госзакупок из одного источника также должна формироваться техническая спецификация. Именно подробные и понятные технические спецификации могут обеспечить добросовестное исполнение поставщиком услуги или поставки товара», - рассказала Шолпан Айтенова.
Кроме того, в закупках из одного источника смягчаются или снижаются требования к товарам и услугам. В итоге добросовестные поставщики не хотят участвовать в конкурсе, где нет полной ТС. Поэтому госорганы рискуют получить некачественный товар или услуги.
«Поэтому мы считаем, что непрописанные технические спецификации могут быть предметом коррупционных интересов или содержать в себе коррупционные риски», - отметила глава фонда.
В Zertteu Reserch Institute порекомендовали статьи Закона РК «О государственных закупках», которые регулируют закупки из одного источника, дополнить требованием разработки технической спецификации заказчиком. «Также есть смысл рассмотреть возможность дополнительного фильтра проверки полноты ТС на этапе заключения договора или оплаты. Более широко использовать инструмент электронных каталогов», - говорит эксперт ОФ «Zertteu Reserch Institute» Галымжан Оразымбет.
По словам эксперта, закупки из одного источника остаются самым распространенным способом приобретения товаров и услуг на всех уровнях госбюджета, распространено неполное и некачественное заполнение заказчиком ТС. Также необходим специальный фильтр на портале государственных закупок не допускающий закупки без ТС к заключению договора.
«Могу отметить и недостаточную квалификацию специалистов отделов госзакупок на сельском уровне для составления качественных технических спецификаций», - добавил Галымжан Оразымбет.