Минюст проведет тарификацию судебных экспертиз
Для этих целей ведомство привлечет консультантов из Всемирного банкаМинистр юстиции Казахстана Марат Бекетаев в ходе правительственного часа в мажилисе Парламента рассказал об имеющихся проблемах в судебной экспертной деятельности. По словам главы ведомства, в этой сфере необходимы качественные изменения, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы планируем в этом году с помощью проекта Всемирного банка, с помощью иностранных консультантов разработать методики и тарифицировать каждый вид судебной экспертизы, чтобы было понятно, во сколько нам это обходится. И по итогам каждого акта будем делать анализ, направлять в ДВД, прокуратуру, правоохранительным органам. Конечно, на первом этапе этот анализ будет иметь рекомендательный характер. Но, обобщив практику, мы, наверное, придем в парламент с просьбой регламентировать и этот процесс тоже», — отметил Марат Бекетаев.
Отвечая на вопрос депутатов, министр подчеркнул, что, по мнению специалистов Великобритании, казахстанские тарифы на проведение экспертиз занижены.
«Потому что на самом деле эксперт должен тратить больше времени на проведение, например, геномной экспертизы. У нас в стране тратится меньше времени на проведение геномных экспертиз. Я это связываю прежде всего с загруженностью наших экспертов», — пояснил глава ведомства.
По данным Марата Бекетаева, в прошлом году в центр судебных экспертиз поступило порядка 200 тыс. материалов, постановлений на проведение судебных экспертиз. По итогам года около 300 экспертиз проведены с нарушением сроков.
«Казалось бы, 0,2%, но все равно это 300 уголовных дел, то есть для кого-то статистика это всего лишь 0,2%, а для кого-то это 300 уголовных дел, за этими уголовными делами живые люди, это судьбы людей. Каковы причины? В первую очередь мы постоянно проводим анализ причин нарушений сроков. Первая причина — большая нагрузка на судебных экспертов, зачастую она может быть связана с тем, что некоторые экспертизы назначаются необоснованно и для рассмотрения в уголовном процессе, может быть, в них не было необходимости. Она была назначена для полноты и всесторонности рассмотрения. Вот эти два принципа в какой-то степени входят в конфликт с принципом обоснованности назначения экспертиз», — заявил докладчик.
Вторая причина нарушений сроков, по мнению главы Минюста, связана с тем, что органы, назначающие экспертизы, не всегда вовремя и в полном объеме предоставляют соответствующие материалы.
«Если бы они предоставляли материалы вовремя, может быть, мы эти экспертизы смогли бы быстрее проводить. Что делает Минюст, чтобы сократить сроки рассмотрения? В первую очередь, понятно, что те эксперты, которые нарушают сроки, если они виноваты, то подлежат дисциплинарной ответственности, и любое нарушение сроков рассматривается соответствующей комиссией. Второе, хотелось бы отметить, что, опять же, реорганизация центра судебных экспертиз 2017 года дала еще один позитивный эффект — финансирование судебных экспертиз перешло от прямого бюджетного финансирования на госзаказ. Для экспертов это означает, что незавершенная судебная экспертиза оплачиваться не будет, потому что за нее счет выставить Минюсту невозможно. Когда мы стандартизируем экспертизу и будут у нас четкие тарифы, этот механизм еще эффективнее начнет работать», — пообещал Марат Бекетаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.