МВД настаивает на «ближнем свете» и свободной подготовке водителей

Поправки в законопроект «О дорожном движении» обсудили в мажилисе

В Комитете мажилиса парламента по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел новый депутатский законопроект «О дорожном движении». Предлагается разрешить водителям покидать автомобиль без разрешения полицейского, если его остановили стражи порядка. К тому же депутаты вновь подняли вопрос об отмене требования об обязательном включении фар ближнего света в дневное время. Обсужден и вопрос об усилении контроля со стороны МВД за автошколами, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Мажилисмен Нурлан Абдиров напомнил, что введена возможность самоподготовки водителей. При этом качество подготовки в автошколах не перестает вызывать нареканий, тем более в условиях отсутствия должного контроля. По словам депутата, мнения рабочей группы по этому законопроекту разделились примерно поровну. Одни — за усиление контроля, другие — против. Какова же позиция МВД?

«Мы на протяжении многих лет занимались повышением качества подготовки. Было время, когда мы вели реестры по учебным заведениям. Но на сегодняшний день практика нам показала, что самый эффективный метод подготовки водительских кадров — это прием экзаменов в наших подразделениях. Учебная организация сама заинтересована в качестве подготовки водителей, выявляемого по результатам сдачи экзаменов. Если приходит группа и не сдает экзамены, то в последующем претензии возникают у самих обучаемых. Поэтому мы усилили ответственность и жестко подходим именно к приему экзаменов: теоретических и практических. То, что в прошлом году мы разрешили институт самоподготовки, то эта практика идет как альтернатива подготовке в автошколах. В июне прошлого года была введена самоподготовка категорий, А и А1, Б и Б1 — мотоциклы, мини-мотоциклы, легковые автомобили и мини-автомобили. Экзамены сдают в специальных ЦОНах, оснащенных автодромами, видеонаблюдением, специальными классами с видеофиксацией, где исключено вмешательство человеческого фактора», — ответил заместитель министра внутренних дел Берик Бисенкулов.

По его словам, в целом это мировая практика: предоставлять возможность гражданам свободно и самостоятельно обучаться вождению. Для этого не обязательно идти в автошколу. При этом, по оценке Бисенкулова, качество водителей, которые обучались самостоятельно держится на уровне 30% от общей сдачи экзаменов. На аварийность это особо не влияет, потому что общая аварийность сейчас показывает внушительное сокращение по дорожно-транспортным происшествиям на 25%, по смертности и пострадавшим до 40%.

Депутат Нурлан Абдиров задал второй вопрос: не окажется ли, что еще не состоявшиеся водители начнут самостоятельно готовиться за рулем на улицах казахстанских городов, чем спровоцируют серьезные ДТП?

«Готовиться им можно только на автодроме и со штатным инструктором: тем же инструктором, который, например, ведет обучение в автошколах, но только они могут индивидуально с ним договориться, чтобы с ними занимались на автодроме. Это услуга платная», — пояснил председатель Комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепеха.

Вопросы у депутатов вызвала и действующая норма об обязательном включении ближнего света водителями в дневное время на улицах городов и автотрассах.

«Есть мировой опыт. Указанная норма во многих странах мира принята и действует значительное время: в 22 европейских странах, в Великобритании, США, Канаде, а из бывших советских республик: в России и на Украине. Использование дневных ходовых огней дает снижение на 15% в статистике ДТП.& Если переведем на человеческие жизни, то это существенная цифра», — прокомментировал Берик Бисенкулов.

Нурлан Абдиров поинтересовался, насколько правы те, кто утверждает, что включение дневных огней на автомашине принято в основном в странах с пасмурной и туманной погодой, а у нас это излишек, который можно и отменить.

«Действительно, в правилах дорожного движения этот пункт прописан. На новых автомашинах можно пользоваться дневными ходовыми огнями, так как они сразу же предусматриваются в них заводами-изготовителями. Второй вариант — это ближний свет, третий — противотуманные фары и габаритные огни. Но, даже несмотря на то что аргументы „за“ и „против“ существуют, с начала 2010 года крупнейшие производители начали выпускать автомобили уже с дневными ходовыми огнями», — рассказал Игорь Лепеха.

Он также подчеркнул, что и страны со сходными климатическими условиями не отказываются от включения «ближнего» света.

«Россия и Украина при схожих с нами климатических условиях применяют эту практику с 2006 и 2010 годов. Норвегия — северная страна, перешла на нее с 1985, так как они пришли к выводу, что на 10% уменьшаются шансы лобового столкновения, на 15% уменьшается опасность сбить пешехода, на 10% сбить велосипедиста», — сказал Игорь Лепеха.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤