Данияр Ашимбаев: Очевиден ключевой посыл алматинских властей в сфере транспорта
Какие проблемы транспортной системы города необходимо решить в первую очередьПрошедший год для транспортной системы города имел в какой-то степени судьбоносное значение. Начнем с того, что в корне изменился подход к оплате за проезд в общественном транспорте. Теперь он стал электронным, сегодня алматинцы пользуются системой электронного билетирования «ОНАЙ». В общем-то, здесь акимат не изобрел ничего нового и пошел проторенной дорогой большинства развитых мегаполисов мира.
Началось внедрение единой системы платных автопарковок. Этот шаг был продиктован необходимостью наконец-то заняться контролем за огромными суммами, которые собирали «зеленые человечки» вдоль дорог и которые уходили непонятно куда, но только не в бюджет.
Получила дальнейшее развитие система выделенных полос для общественного транспорта. Здесь, конечно, есть еще над чем работать. Но эффект сокращения времени движения автобусов уже сейчас ощутим.
Ну и, конечно, нужно сказать о трамваях, движение которых было приостановлено в связи с аварийным состоянием рельсовых путей и изношенностью самих трамваев. К слову сказать, акимат не отказался от трамваев. Как заявил аким города Бауыржан Байбек, «со временем в Алматы будет легкорельсовый трамвай, который охватит весь город. Данный вид транспорта сделает город более современным, улучшится экология и соответственно инвестиционный климат в целом». Как сообщили в акимате, в ноябре текущего года будет объявлен конкурс по определению частного партнера с предоставлением технического задания и квалификационных требований потенциальным частным партнерам. Первоначальная протяженность линии LRT составит 22,9 км. Прогнозируемая мощность 62 тыс. пассажиров в день. Стоимость проекта 95,3 млрд тенге.
По словам политолога Данияра Ашимбаева, такие решения носят достаточно системный характер и продиктованы необходимостью выправления ситуации в транспортной сфере города, которая сейчас находится не в лучшем состоянии.
«Проблема транспорта для такого мегаполиса как Алматы, уже давно требует внимания. Нельзя сказать, что власти не занимались этим вопросом. Те же развязки на определённом этапе снимали остроту вопроса. Где-то облегчают жизнь выделенные полосы. Но, тем не менее, пока вопрос не снят с повестки. Как и прежде, на дорогах пробки, надо работать над качеством пассажирских перевозок. Из этого, кстати, вытекает еще более серьезная проблема – экология.
Понятно, что во многом решение транспортных вопросов требует не только политической воли, но и ресурсов. Для начала элементарно нужно было навести порядок в финансовой сфере пассажирских перевозок. Там где есть наличность и нет прозрачности и должного контроля, неизбежно возникают «серые схемы». Думаю, система электронного билетирования «ОНАЙ» позволила упорядочить финансовые потоки в этой сфере. И здесь очень важно, что вся информация об этих потоках открыта и постоянно обновляется. Некоторый саботаж этой системы на стадии внедрения позволяет говорить о том, что чьи-то «интересы» точно были затронуты. И когда стало понятно, что у городских властей есть воля продолжить внедрение этой системы, отчетливо стало видно, как раздуваемый искусственно ажиотаж сразу сошел на нет. Система работает. Да, есть какие-то текущие проблемы, но они оперативно устраняются оператором, система доводится до ума. Да и люди уже в целом, я думаю, ее освоили», - считает Данияр Ашимбаев.
Еще один шаг городских властей - единая система платных парковок. В рамках пилотного проекта оборудовано 136 машино-мест, за 3 недели работы запарковано 12 000 автомобилей. По информации управления природных ресурсов и природопользования города, в текущем году планируется запуск 56 улично-дорожных стоянок (УДС) и 10 парковочных площадок, до конца года количество парковочных мест должно достигнуть 2000. В последующем платными стоянками планируется охватить 36 зон города.
«Возможно, 100 тенге в час это несколько дороговато. Но здесь очевиден ключевой посыл городских властей в сфере транспорта, который уже неоднократно озвучивался: город, особенно его центр, не для машин, а для горожан. Известный принцип, которым сегодня руководствуются все передовые города мира. Частный автотранспорт в городе максимально должен быть заменен общественным. И я не исключаю, что в перспективе оплата за парковку вырастет. Но это должно однозначно сопровождаться серьезным повышением качества общественного транспорта. Пока сегодня в этом направлении еще много надо сделать», - сказал эксперт.
Отметим, немаловажным событием является приобретение новых автобусов, работающих на газе. ТОО «GreenBusCompany» управляющая компания «Алматыэлектротранс» уже начала обновление подвижного состава, к имеющимся на сегодня более чем 600 автобусам и 200 троллейбусам запланирован дополнительный закуп 102 автобусов на компримированном природном газе. Также в городе завершены работы по организации обособленных полос для общественного транспорта протяженностью 62 км, которые сократят время поездки пассажиров минимум на 10%. До конца текущего года планируется довести протяженность обособленных полос до 86 км. Продолжается строительство двух транспортных развязок и запланировано строительство еще двух. Постоянно производится обновление дорожного полотна.
Данияр Ашимбаев отмечает, что все действия городских властей в этой сфере открыты, решения принимаются с учетом мнения горожан. И в этом политолог видит положительный эффект.
«Во-первых, такой подход способствует развитию гражданской инициативы, вовлекает горожан в конструктивный диалог с властями, делает их сопричастными к принимаемым решениям. В этом смысле можно отметить работу Общественного совета, где обсуждаются все важные решения городского развития и чье мнение реально учитывается городскими властями. А во-вторых, Алматы – это все-таки действительно город бизнеса. Сегодня акимат взял курс на активное привлечение частных инвестиций и не только в транспортной системе. Предприниматели строят детсады, инфраструктуру для массового спорта. Понятно, что бизнес будет вкладываться только при условии наличия партнерских отношений, прозрачности и учета его интересов. Очень важно, чтобы акимат выдержал эту линию и в дальнейшем», - подытожил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.