Чем привлечь казахстанцев на север страны?
Пока большинство населения предпочитают переезжать в Астану и АлматыВ принципе, решение властей стимулировать переезд казахстанцев из трудоизбыточных регионов на север страны правильное. Но проблема лежит в иной плоскости – есть ли у властей средства, чтобы процесс шел без сучка и задоринки.
Как сообщил недавно КазТАГ ответственный секретарь министерства национальной экономики Данияр Вагапов, к концу текущего года проект закона, стимулирующий добровольный переезд граждан из трудоизбыточных регионов Казахстана на север страны, будет внесен в парламент.
«Снижение численности населения в северных регионах имеет место. Для регулирования этих процессов правительством разработаны новые подходы по стимулированию добровольного переселения граждан из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом рабочей силы… Указанные подходы отражены в проекте закона о миграции, который к концу года будет внесен в мажилис парламента», - сообщил он.
По его словам, основными мерами государственной поддержки для таких лиц будет являться компенсация затрат на проезд, предоставление служебного жилья и комнат в общежитиях, обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, содействие в трудоустройстве на новом месте жительства.
«Такие же меры будут предоставляться этническим казахам в случае расселения в регионах, определенных правительством РК в течение одного года со дня получения статуса оралмана», - добавил он.
Напомним, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что государство должно помогать только тем оралманам, которые приезжают на постоянное место жительства на север, запад, восток и центр Казахстана.
«В последнее время число прибывающих извне в страну оралманов немного снизилось. Снизилась и сумма денег, выделяемых государством на это, но мы готовы к выделению этих средств. Вместе с тем они должны направляться в места, указанные казахстанскими госорганами. Только в этом случае должна оказываться помощь», - сказал Нурсултан Назарбаев в ходе расширенного заседания правительства 6 августа.
Согласно постановлению правительства РК от 15 мая, для расселения оралманов определены Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области.
За период независимости, начиная с 1991 года, Казахстан принял более 944 тыс. оралманов. В настоящее время их насчитывается 5,5% от общего числа населения.
По большому счету, в Казахстане наблюдается очевидный тренд скопления населения в нескольких мегаполисах. В числе которых Алматы (все деньги здесь), Астана (на госслужбе можно сделать карьеру, и другой работы полно), Шымкенте (ближе всего для тех, кто вышел из соседнего Узбекистана), Актау (можно больших денег подзаработать).
Так, еще летом 2013 года заместитель директора астанинского филиала «Казахского научно-исследовательского института строительства и архитектуры» (КазНИИСА) Аманжол Чиканаев заявил казахстанским СМИ, что к 2030 году численность населения Алматы может достичь критического уровня.
«При сохранении платежных тенденций урбанизации… к 2030 году численность населения Алматы и его пригородов может достигнуть критического уровня и привести к обострению социальных и экологических проблем в регионе», - сказал он в ходе обсуждения проектных предложений в рамках генеральной схемы организации территории РК.
И он, безусловно, прав. Так, только за период 2000-2011 годов население Алматы увеличилось от 1,16 млн. до 1,45 млн. человек.
В конце августа 2012 года СМИ сообщили, что студентов Евразийского национального университета (ЕНУ) им. Л.Н.Гумилева в Астане будут селить по 10 человек в двухместные комнаты.
«В комнатах в прошлом году жили по 6 человек, в ближайшее время там будут жить по 7-10 человек из-за того, что мы до 10-го (сентября) будем их переселять, и у нас 1245 человек – переселение», - сообщил прессе директор студенческих домов ЕНУ Рамазан Салыкжанов.
Так, например, в декабре 2013 года аким Южно-Казахстанской области Аскар Мырзахметов признался, что в регионе существует проблема перенаселения. Ранее озвучивалась идея о переселении жителей ЮКО в Северно-Казахстанскую область. Мырзахметов подчеркнул, что эффективность таких мер будет оценена экспертами. Пока же в регионе рассматривается возможность внутренней миграции.
В Актау уже имеются социальные проблемы. В начале августа 2014 года об этом написали казахстанские СМИ. Так, по их данным, 35 семей выходцев из Узбекистана, приехавшие в Мангистау на постоянное место жительства, пообещали устроить голодовку.
Люди пришли 30 июля в акимат области и потребовали, чтобы их не выселяли из центра интеграции и реабилитации для оралманов. Они обещали устроить голодовку, если власти не выполнят их требования.
Люди приехали в Казахстан вне квоты с 2011 по 2013 год и не имеют статуса оралманов.
«У меня пятеро маленьких детей, и сейчас я жду шестого. Муж не работает, я тоже. Денег у нас нет. Если нас выгонят - куда мы пойдем? Пусть дадут нам хотя бы квартиру или землю и работу. Сами мы устроиться не можем. Нас нигде не берут, даже техничками», - говорит одна из оралманок Сауле Таджикова.
Причем, социальные проблемы возникают не только на западе, но и в Алматы, Шымкенте и Астане.
Все – в четыре точки на карте Казахстана
Разумеется, Казахстан имеет довольно богатый опыт привлечения оралманов. Как выше было сказано, за все время независимости страны сюда переехали около 1 млн. этнических казахов из близлежащих государств.
Давайте сначала обсудим географию расселения. Понятное дело, что большинство оралманов, которые приезжают в Казахстан из Узбекистана (казахов в Узбекистане, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн. человек), стремятся остаться в Шымкенте. Это практически рядом с границей, а ментальность жителей этого южного города мало в чем отличается, например, от ментальности узбеков.
Еще одно место желательного расселения – Алматы и Алматинская область. Принято считать, что этот город является основным мегаполисом Казахстана, где активно развивается бизнес. А это рабочие места, высокая заработная плата и хорошие перспективы на то, чтобы остаться здесь на постоянное место жительства. Примерно так же считают и многие коренные жители Казахстана.
К тому же и власти говорят о развитии четырех мегаполисов. Два из них — это Астана и Алматы, третьим стал Шымкент. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, четвертым мегаполисом должен стать город на западе страны.
С одной стороны, стремление самих переселенцев, с другой стороны, планы властей в этом вопросе объединились. И потому миграционные потоки и устремлены в эти четыре точки на карте Казахстана.
И опыт сын ошибок трудных…
Теперь перейдем к вопросу, почему оралманская программа была закрыта «до особого распоряжения». Напомню, что программа была приостановлена весной 2012 года, как заявили власти, из-за большого количества злоупотреблений как со стороны самих оралманов (получали подъемные, и уезжали обратно в страну постоянного проживания), так и чиновников (любыми путями стремились забрать часть денег, которые выделялись для оралманов).
Потом появилась программа «Нурлы кош», которая тоже быстро погрязла в коррупции.
То, что процесс репатриации начал давать сбои в конце января 2012 года признал и сам президент, поручив правительству пересмотреть программу «Нурлы кош». На его взгляд, возникла необходимость «внести изменения в миграционное законодательство, внедрить систему оптимального расселения и кардинально разобраться с оралманами, сконцентрировав их в одной точке».
По мнению многих, кто занимается вопросами репатриации, тем самым глава государства фактически подписал приговор многим соотечественникам, живущим вне Казахстана. Еще одной причиной, почему программа репатриации была свернута, стали события в Жанаозене, когда с самого начала в их разжигании обвинили именно оралманов.
В силу всех указанных причин сложно сказать, насколько четкой и долговременной будет политика властей по переселению людей из трудоизбыточных регионов на север страны. Если в Казахстане приостановка любой переселенческой программы будет зависеть от уровня коррупции и каких-то локальных социальных потрясений, то и новая программа может оказаться недолговременной. Во-первых, резко минимизировать коррупцию на сегодняшний день просто невозможно. Нет для этого объективных условий. И, в первую очередь, политической решимости самих властей. Во-вторых, ни один регион Казахстана не может себя гарантировать от локальных социальных потрясений. И север, в том числе. Особенно на фоне событий, происходящих внутри России.
Если можно из трудоизбыточных регионов переселить людей в трудодефицитные регионы, то это хорошее начинание. По вопрос, получится ли, почему-то витает в воздухе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.