Может ли молодежь в РК взяться за коктейли Молотова?
Об этом рассуждали эксперты на круглом столе КИПРПреимущественно студенческие акции протеста в Гонконге дают очередную пищу для разговоров о «молодежи» или «молодежной политике». С этой целью аналитическая группа КИПР организовала круглый стол «Казахстанская молодежь: «коктейль Молотова» или двигатель прогресса?», передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
Впрочем, если верить докладу Серика Бейсембаева, социолога ЦСПИ «Стратегия», то сегодня представить нашу молодежь с давешним коктейлем в руках довольно сложно. По данным эксперта, казахстанской молодежи комфортно в существующих социально-политических условиях. «На мой взгляд, молодежь чувствует себя в существующих социально-экономических условиях значительно комфортнее взрослых. Это, на мой взгляд, связано с тем, что молодежь лучше адаптировалась в новых реалиях. Они более конкурентны», - говорит социолог.
Из других, указанных экспертом плюсов, является тяга молодых казахстанцев к получению высшего образования. Образованную молодежь социолог назвал «стратегическим ресурсом».
«Стратегический ресурс», продолжает Серик Бейсенбаев, кроме того довольно лоялен к государственной власти. «Молодежь ориентирована на Казахстан. Более патриотично настроена. Мигрируют они в основном тоже внутри Казахстана. Наша молодежь склона к компромиссу, резких изменений не хочет, предпочитает эволюционный путь развития», - считает эксперт. Впрочем, добавляет он, в этом есть свои риски.
«Слабое участие в общественно-политической жизни страны и размытые идеологические взгляды – это может дать не хороший результат. У молодых завышенные ожидания от государства, они, в значительной степени, ориентированы на государство как на гарант экономической стабильности. Они слишком много ждут от государства в смысле решения проблем. Иногда доходит до того, что вся ответственность за будущее молодые возлагают на правительство. Опасность этого в том, что это может, в кризисные времена, перерасти в апатию и рост антиправительственных настроений», - считает Серик Бейсенбаев.
Политолог Андрей Чеботарев отмечает, что сейчас активность молодежи в общественно-политической сфере крайне низка. «В 90-е годы я наблюдал большую активность. Да, зачастую и тогда молодежные движения не всегда четко позиционировали себя в смысле политических пристрастий, но было явное желание участвовать в жизни страны. Сказать свое слово, что-то значить. Но кто сейчас назовет молодежные организации в стране? Разве что «Жас Отан», да и то, потому что это молодежное крыло партии власти», - говорит политолог.
Его коллега Марат Шибутов, взяв слово, предложил отказаться от термина «молодежная политика». По его мнению, говоря о проблемах в обществе, необходимо делить граждан не по возрасту.
«Я вообще против такого понятия как «Молодежная политика», считаю это советским атавизмом. У нас, что есть какая-то возрастная политика? Есть детская политика? Cтарческая политика? Говорить, что у молодежи должна быть общая политика, то же самое, что сказать, что общая политика должна быть у мужчин в возрасте от 30 до 40 лет», - говорит политолог.
То что молодые люди пассивны в политической жизни, добавил эксперт, неудивительно. «У нас все населения не особо участвует в политике. Понятно, что тем, кто занят насущными вопросами, например, поиском жилья, не до политики», - сказал Марат Шибутов.
Для того, чтобы более четко понимать проблемы казахстанцев, необходимо делить их не по возрасту, а, скорее, по социальным группам, считает политолог.
«У нас вообще не может быть молодежной политики. Лучше другой подход. У нас есть разные социальные группы. Школьники, студенты, разные этносы, социальное положение – тоже разное. Лучше так смотреть на общество. Молодежная политика – это симулякр», - заключил эксперт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.