Строить дороги с учетом гидрогеологической обстановки поручил премьер
Паводки показали необходимость обязательного наличия водопропускных сооружений под действующей дорожной инфраструктуройСтроить дороги с учетом гидрогеологической обстановки поручил премьер. Паводковый период показал необходимость обязательного наличия водопропускных сооружений под действующей дорожной инфраструктурой. Об этом Олжас Бектенов сказал сегодня в ходе заседания правительства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Паводковый период показал необходимость обязательного наличия водопропускных сооружений под действующей дорожной инфраструктурой. Сколько было размыто дорог из-за течения и скопления воды. А если бы имелись пропускные трубы, то и многие дороги удалось бы сохранить. В этой связи министерству транспорта надо обеспечить пересмотр действующей инфраструктуры. Также следует актуализировать нормативы при проектировании новых дорожно-строительных проектов с учетом гидрогеологической обстановки на местности, внедрения новых технологий, а также цифровизации проектных решений», - поручил премьер.
По его словам, министерству транспорта совместно с акиматами областей надо обеспечить своевременное завершение действующих дорожных проектов.
«Первое. Одной из основных проблем является проезд большегрузных карьерных самосвалов на дорогах общего пользования. Министерству транспорта ранее поручалось принять соответствующие меры по недопущению проезда тяжелой техники, не соответствующей допустимым параметрам», - отметил он.
Поэтому были внесены поправки в законодательство, предусматривающие запрет выезда карьерных самосвалов на дороги общего пользования с 2026 года.
По словам премьера, необходимо проработать вопрос по введению данной нормы уже с 2025 года.
«Второе. Ежегодно возникают вопросы нехватки дорожно-строительных материалов в разгар работ. Министерству транспорта следует провести ревизию наличия инертных материалов, технических и трудовых ресурсов, а также своевременное обеспечение дорожным битумом», - подчеркнул Олжас Бектенов.
Кроме того, в новом законодательстве о государственных закупках предусмотрено внедрение проектов «под ключ» (ЕРСМ).
«Теперь нужен четкий механизм его реализации. В этой связи министерству промышленности и строительства совместно с министерством финансов поручаю в срочном порядке разработать и утвердить механизм осуществления реализации бюджетных проектов с учетом опыта проекта БАКАД», - поручил глава кабмина.
На сегодня требуется изъятие 550 участков для начала реализации новых автодорожных проектов. Среди них: Караганда – Жезказган, Актобе – Улгайсын и обход города Сарыагаш.
«В этой связи акиматам регионов поручаю обеспечить изъятие и резервирование земельных участков вдоль всех новых автодорожных проектов строительства, запланированных до 2030 года», - резюмировал премьер.
Он отметил, что в связи с поручением президента привести к концу 2025 года в нормативное состояние всю республиканскую сеть дорог проводятся соответствующие работы по реконструкции и модернизации.
«В текущем году будет завершен ряд крупных проектов. Это Караганда – Алматы, Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань и Талдыкорган – Усть-Каменогорск. Также начинается ремонт примерно 2,5 тыс. километров республиканских дорог. Однако помимо реализуемых проектов необходимо обеспечить своевременное проектирование и подготовку новых проектов», - перечислил премьер.
В первую очередь нужно заранее зарезервировать земельные участки. Это главный вопрос, который может повлиять на реализацию проектов. Следующая проблема – финансирование.
«В некоторых регионах отмечаются низкие темпы освоения выделяемых трансфертов общего характера. Например, эта проблема есть в Актюбинской, Туркестанской областях и в области Улытау. И следующая проблема – четкое соблюдение сроков реализации проектов», - уточнил он.
Это особенно важно в северных и восточных регионах.
«Строительный сезон в них короткий. Поэтому необходимо принять все меры для достижения задач в сжатые сроки. Отдельно хочу отметить множество жалоб наших граждан на состояние дорог. Основные претензии предъявляются к местным дорогам. Таких примеров много. Жители Мугаджарского района Актюбинской области показали качество уложенного в этом году асфальта между селами Джурун и Каракол, который крошится даже в руках», - подчеркнул Олжас Бектенов.
А жители села Коянкос Кербулакского района Жетысуской области сами заставили подрядчика прекратить работы из-за несоблюдения технологии укладки асфальта.
«Где акиматы? Почему на постоянной основе не проводится качественный контроль? В первую очередь необходимо незамедлительно реагировать на жалобы жителей. Также надо усилить работу по снижению коррупционных рисков при строительстве дорог. Нужно комплексно решать вопросы развития дорожной инфраструктуры с обеспечением высокого качества», - добавил он.