В Казахстан завозили небезопасные грузовые автомобили и автобусы
Открыто 23 досудебных расследования, по которым предварительный ущерб составляет 14,3 млрд тенгеВ Казахстан пытались завезти небезопасные грузовые автомобили и автобусы. За два года, с 2022 по 2023-й, в стране открыто 23 досудебных расследования по данным фактам. Об этом сообщил официальный представитель Агентства по финансовому мониторингу Алибек Абдилов, передает центр деловой информации Kapital.kz.
«В целях обеспечения экологической безопасности государством стимулируется ввоз в страну новых грузовых автомобилей и автобусов посредством уменьшения ставки регистрационных сборов, в зависимости от возраста транспортного средства. Большинство транспортных средств все еще работают на дизельном топливе, и уровень загрязнения воздуха растет. Если авто старше пяти лет, то необходимо заплатить 2500 МРП, а если нет и двух лет, сбор сократится до 0,25 МРП. Отдельные недобросовестные граждане пытаются ввезти в страну старые и небезопасные грузовые автомобили, автобусы по поддельным документам, заменяя год выпуска. Только по выявленным фактам за 2022-2023 годы начато 23 досудебных расследования, где предварительный ущерб бюджету достигает 14,3 млрд тенге. Проверяется причастность 59 должностных лиц СпецЦОНа и работников госорганов», - сообщил Алибек Абдилов.
По его информации, на сегодня установлены основные схемы незаконной первичной регистрации транспортных средств. Организаторы мошеннических схем осуществляли постановку на учет автотранспорта, предоставляя в СпецЦОН поддельные квитанции с измененной датой выпуска, с целью уплаты минимальной ставки первичного сбора.
В некоторых случаях регистрация (ранее 2016 г.в.) проводилась в онлайн-режиме через портал Egov, как приобретенное от официального дилера с использованием фиктивных документов и оплатой сборов как за новые ТС.
«Имеют место факты, когда выдавалось удостоверение международного автомобильного перевозчика, при наличии которого постановка на первичный учет производится без уплаты первичного сбора. В отдельных случаях регистрация осуществлялась с подделкой всего пакета документов на транспортные средства, ввезенные контрабандным путем», - сказал официальный представитель АФМ.
Проведенный АФМ анализ показал, что первичная регистрация транспортных средств производилась работниками СпецЦОНа путем «ручного» внесения недостоверных данных о категории авто в интегрированную информационную систему.
В целях исключения дальнейшей незаконной регистрации автотранспортных средств мошенническим путем по всей стране Агентством приняты меры по исключению возможности внесения данных о регистрации в ручном режиме, в обход информационных систем.
Совместно с НАО «Правительство для граждан» проводится работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в Правила деятельности госкорпорации на законодательном уровне.